10 минут пешком от станции метро Фрунзенская, названной, кстати, в честь советского партийного, государственного и военного деятеля Михаила Васильевича Фрунзе, и мы уже на Большой Пироговской улице, где расположен Выставочный зал федеральных архивов. 28 сентября там открылась историко-документальная выставка «Ленин» из цикла «Лидеры советской эпохи». Как написано на официальном сайте Госархивов, событие приурочено к 100-летию Великой русской революции 1917 г.

Революционная выставка или Троянский конь?

Что такое «Великая русская революция», поясняет уже Википедия. Это новый «историко-научный» тренд, который позволяет слить воедино февральскую буржуазную и октябрьскую социалистическую революции. Налицо подмена понятий и затушевывание классовой сущности событий, но какое время, такие и тренды. Вернемся к выставке.

----------------------<cut>----------------------

Сайт Госархивов как бы предупреждает: вход свободный при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Не знаю, часто ли Ваши паспортные данные записывали перед посещением выставки? Автор с таким столкнулся впервые. Интересно, сколько раз необходимо посетить выставки посвященные Ленину, чтобы заблокировали банковскую карту или запретили выезд из страны? Шутки шутками, безусловно, все это сделано ради нашей же с Вами безопасности. Да и, как говорится, бесплатно же!

После гардероба и записи паспортных данных, посетителям можно подняться на второй этаж, где и расположилась выставка. Начинается экспозиция со школьных лет В.И.Ульянова, заканчивается, соответственно, последними годами жизни и смертью вождя.

На выставке были представлены редкие экземпляры книги и брошюр Владимира Ильича, письма, документы, картины о нем, протоколы съездов и заседаний. Посетители могли послушать аудиозаписи с речами Ленина, посмотреть видеохронику. Кабинет Владимира Ильича, собранный из предметов, которыми он когда-то пользовался, занимал целую секцию выставки. Знаменитая кепка, пальто и френч, которые носил Ленин, пуля «подаренная» Фанни Каплан и золотая медаль симбирского гимназиста – все это было. Были даже большие тачскрины с разными документами, например, с Декретами Советской власти, при желании их можно было виртуально полистать.

Здесь же и родословная семьи Ульяновых с любимыми для националистов фамилиями прадедов Ленина: Фроимович Марьям и Бланк Мойшей Ицхаковичем. К родословной имеется пояснительная табличка, гласящая:

«Источник Абрамова, Бородулина, Колоскова, «Между правдой и истиной» (Об истории спекуляций вокруг родословия В.И.Ленина), Государственный исторический музей 1998 год».

Всем «чистокровным» за подробностями советуем обратиться к указанной работе и напоминаем, что кичиться нужно не происхождением, а делами. Ленин тому ярчайший пример в истории.

Еще один объективно-сомнительный уголок на выставке – личные письма Ленина к Инессе Арманд и обратно. Расшифровок подлинников, представленных к ознакомлению, рядом найдено не было, а самостоятельно разбирать почерк Ильича или Арманд дело непростое. Кто-то из гостей выставки примется за расшифровку, а кто-то запомнит как “жареный” факт и пройдет дальше. Так и лежат они — эти без сомнения объективные документы, во-первых, рядом с письмами к законной жене Н.К. Крупской, а во-вторых, рядом с революционными воззваниями и судьбоносными для страны, а может и мира решениями. Зачем?

Революционная выставка или Троянский конь?

Еще, что не понравилось на выставке – это оформление выхода с экспозиции. Выход представлял собой длинный коридор, на стенах которого были развешаны картины с моментами из жизни В.И. Ленина. А сами стены были исписаны следующими вопросительными предложениями:

Ленин всегда живой?

Ленин всегда с тобой?

В горе, в надежде и радости?

Ленин в твоей весне?

В каждом счастливом дне?

Ленин в тебе и во мне?

Это слова из песни 1955 года Сирафима Туликова «Ленин всегда с тобой», только творчески переосмысленные устроителями выставки. Вопросительные знаки в конце утвердительных предложений Сирафима Туликова, наверное, очередная претензия на объективность. Мол, что посетитель, Ленин-то еще с тобой после нашей выставки или уже нет?

Понятное дело, что нельзя воспринимать слова песни Туликова буквально. Ленин умер 21 января 1924 года в Горках вследствие атеросклероза сосудов головного мозга — это исторический факт. Продолжает жить дело Ленина – дело освобождения труда от гнета и эксплуатации. Пока есть на Земле капитализм, дело Ленина, идеи марксизма-ленинизма осознанно или нет будут влиять на каждого человека. В горе наемного труда, в надежде на светлое будущее, в радости побед пролетариата, в каждом счастливом дне при социализме Ленин будет жить! Но разве выставка об этом говорит посетителям? Нет. Оттого и пишут на стенах такие глупые вопросы организаторы, как бы переспрашивая, не переборщили ли они с «объективностью»? Нет, не переборщили.

Это одна из самых безопасных для режима выставок, где максимально выхолощена революционная суть. Несмотря на красные стены с цитатами, выписанными из сочинений Владимира Ильича, выставка вызывает желание широко зевнуть. Жилет и кепка, лысина и прищуренный взгляд, шведско-германские и русско-еврейские корни, письма Арманд и Крупской — это еще не весь Ленин. Ленин — это революционная деятельность, Ленин — это практика марксизма в России. А на фотографиях и картинах Ленин стоит себе глядя в даль или поглаживает кошек, или председательствует на пленуме. Эдакий Ленин в статике, а не в динамике, вне процесса революционного действа. Даже цитаты, наверное, прошли известную цензуру:

“Есть… наша партия… каждую минуту она готова взять власть целиком”.

"Самое важное, чтобы мы прибыли в Россию как можно скорее… Дорог каждый день”.

“Наша тактика: полное недоверие никакой поддержки новому правительству”.

“Мы старики, может быть, не доживем до решающих битв этой грядущей революции”.

“Война не случайность не грех… а неизбежная ступень капитализма, столь же законная форма капиталистической жизни, как и мир”.

"Превращение современной империалистической войны в гражданскую есть единственно правильный пролетарский лозунг”.

“Не будь войны, Россия могла бы прожить годы и даже десятилетия без революции против капитализма”.

Революционная выставка или Троянский конь?

Это не все цитаты с выставки и расположены они в другом порядке, но что из них может почерпнуть случайный посетитель? Без знания основ марксистско-ленинской теории смысл цитат извращается или выхолащивается. Возможно, для исторически подкованных товарищей, конкретные документы, представленные в экспозиции, будут иметь научный интерес, да и только. Для среднестатистического обывателя выставка станет проходной, чего, в общем, организаторы и добивались.

С другой стороны интерес к Ленину как политической фигуре, к его делам есть. За то время, что автор данных строк был на выставке (около двух часов), залы экспозиции не пустовали. Приходили все новые и новые люди, разных возрастов, пола. Но самое главное, что большинство из них — молодые люди. Не «школьники», которыми сегодня манипулирует «оппозиция», а студенты и трудящиеся. Те, кто уже вышли из-под родительской опеки и на собственной шкуре испытывают все «прелести» капиталистической системы.

Возможно, данная выставка со скудным революционным наполнением, что сегодня вполне естественно, подтолкнет посетителей к самостоятельному изучению трудов Ленина, а изучение Ленина — к осознанию действительности через призму классовых интересов. Но скорее всего произойдет обратное. В лучшем случае после данной выставки зияющая пустота в головах обывателей сменится образом безвредной иконы Владимира Ильича, а революционер Ленин так и останется погребенным под спудом “объективных” документов.

Вот такую выставку о Ленине подарила нам буржуазия, а дареному коню в зубы не смотрят или смотрят? Ведь, конь может быть и Троянским.

Кит Планктонов