Чёрный квадрат? Я тоже так могу

«Чёрный квадрат» Казимира Малевича, конечно, одна из самых противоречивых картин и обсуждаемых в форме «да что же это? Я тоже так могу». Можете, да нет так! И вообще — не можете!
И это не «Чёрный квадрат», а «Чёрный квадрат на белом фоне». Это важно. Этот факт стоит запомнить, как теорему Пифагора: в жизни вряд ли пригодится, но не знать её как-то неприлично.
Москвичам повезло, у них в городе чудом сохранилась Третьяковская Галерея. Большевики хотели распродать всё, что можно было бы за границей, а остальное сжечь, как наследие гнилого царизма и его забвения. Совершенно ненужное в грядущей борьбе за пролетариат и разжигаемом ими на территории России мировом пожаре революции.

----------------------<cut>----------------------

Только неадекватное состояние Ленина, прогрессирующее поражение мозга отложило это решение в 20-21-м годах (с ним требовалось согласовывать многие решения масштабного гражданского террора в период с начала 1917 г). Военной доктриной и собственно "красным террором" в этот период занимался гораздо более влиятельный и популярный у "масс" Лев Троцкий, которому было не досуг до таких мелочей. Сталина в это время звали "никак", им просто "не пахло".
Для меня поход в Третьяковскую галерею – всегда праздник, каждый раз находишь что-то новое или интересное. Нет смысла ходить и смотреть всё подряд. Просто откидываешь весь прошлый опыт, абстрагируешься от реальности и пройденной школьной программы, идёшь по залам, смотришь по сторонам и ждёшь, что же зацепит тебя в этот раз.

Есть произведения искусства, которые знают все. Ради этих картин люди стоят в длинных очередях в любую погоду, а затем, попадая внутрь, просто делают селфи на их фоне. Однако, если спросить у отбившегося от группы, почему он так рвётся посмотреть на шедевр, – он вряд ли объяснит, ради чего он страдал, толкался и мучился с фокусным расстоянием. Зачастую дело в том, что из-за постоянного информационного шума вокруг конкретного произведения забывается сама его суть. Хотелось бы напомнить, почему всем надо ходить в Эрмитаж, Лувр или Уффици.

Начну с того, что Казимир Малевич – удивительно разнообразный художник и редкий мастер многих стилей, умеющий очень тонко передавать оттенки настроения, как природы, так и изображаемых им людей:

Чёрный квадрат? Я тоже так могу

Портрет матери

Чёрный квадрат? Я тоже так могу

Автопортрет

Чёрный квадрат? Я тоже так могу

Чёрный квадрат? Я тоже так могу

Чёрный квадрат? Я тоже так могу

Чёрный квадрат? Я тоже так могу

Чёрный квадрат? Я тоже так могу

Чёрный квадрат? Я тоже так могу

Чёрный квадрат? Я тоже так могу

Потрясающе! Как будто бы работы совершенно разных Художников.
Подобно тому, как умудрённый опытом инженер, лёжа на лугу, может вдруг поразиться строению простой травинки – все эти прожилки, изгибы и изломы там, где надо, тонкий и мягкий материал на поверку, оказывается, выдерживает большие нагрузки и идеально приспособлен к условиям вокруг. От сложного обратно к простому, Малевич начинает работать с простыми формами и цветами, и чёрный квадрат, как эталон и основа основ. Может быть так и было?

Но последние исследования, проведённые в 2015 году показали нечто совершенно удивительное: под чёрным квадратом, скрывается цветное изображение, в рентгеновских лучах даже видна некая закрашенная чёрной краской композиция:

Чёрный квадрат? Я тоже так могу

Больше того, сотрудники Третьяковской галереи Екатерина Воронина, Ирина Рустамова и Ирина Вакар рассказали, что на «Чёрном квадрате» обнаружилась и надпись, которую считают авторской: «Битва негров в темной пещере».
Здесь автор явно «творчески позаимствовал» идею у французского журналиста, писателя и «тролля» второй половины XIX века Альфонса Алле, эпатировавшего публику следующими картинами

Чёрный квадрат? Я тоже так могу

Битва негров в тёмной пещере ночью

Чёрный квадрат? Я тоже так могу

Первое причастие страдающих анемией девушек в снежную пору

А да, Альфонс Алле был ещё и композитором

Чёрный квадрат? Я тоже так могу

Похоронный марш. Сочинено для похорон великого глухого человека

Говоря современным языком, Малевич троллил публику ещё до того как появилось понятие «троллинг», но только этим дело не заканчивалось. Вот так «Чёрный квадрат» висел на выставке в 1915 году. Висел в самом «красном углу», там, где традиционно в русском доме висели иконы. Молитесь старым богам, а мы «свой новый мир построим».

Чёрный квадрат? Я тоже так могу

Если бы русская интеллигенция только могла себе представить, во что переродится их безобидный, гражданский эпатаж...