АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ МУГАМ

Альбом "АЗЕРБАЙДЖАН МУГАМ ИРСИ"
МУГАМСКОЕ НАСЛЕДИЕ АЗЕРБАЙДЖАНА

Уникальный альбом: AZERBAYCAN MUGAM IRSI
Битрейт: 192 kb/s
Формат: MP3, Stereo
Размер архивов: 104 и 12 Mb.
Архив непрерывный и имеет 4% инфо для восстановления.

АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ МУГАМ

01 — Azandan bir parcha.mp3 4 108 165 b
02 — Shur simfonik mugamindan bir parcha.mp3 9 428 994 b
03 — Neva.mp3 5 100 609 b
04 — Shahnaz.mp3 8 438 431 b
05 — Humayun.mp3 4 853 595 b
06 — Shushter.mp3 4 622 255 b
07 — Zabul segah.mp3 7 392 070 b
08 — Yetim segah.mp3 4 659 871 b
09 — Kesme shikeste.mp3 6 320 632 b
10 — Muxalif.mp3 5 645 419 b
11 — Mirze Huseyn Segahi.mp3 4 445 458 b
12 — Ushaq.mp3 3 649 873 b
13 — Keremi.mp3 4 835 414 b
14 — Chahargah.mp3 5 046 065 b
15 — Hisar.mp3 4 396 557 b
16 — Mensuriyye.mp3 5 590 875 b
17 — Bayati-Shiraz.mp3 6 134 431 b
18 — Zil Bayati Shiraz.mp3 5 171 453 b
19 — Mani.mp3 6 909 954 b
20 — Caz mugam.mp3 4 242 330 b

----------------------<cut>----------------------

АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ МУГАМ

СКАЧАТЬ ПЕРВУЮ ЧАСТЬ
СКАЧАТЬ ВТОРУЮ ЧАСТЬ

Мугам

В музыкальном искусстве Азербайджана, как и во многих других странах Ближнего и Среднего Востока, наряду с песенно-танцевальным фольклором издавна бытуют жанры устно-профессиональной традиции. Важнейшим из них является мугам, получивший родовое наименование мугамат.

Сложившись как монодийная циклическая композиция, заключенная в рамки отшлифованной формы, мугам предстает в азербайджанской музыкальной культуре как глубочайшее и концентрированное выражение мировоззрения и мироощущения народа, как квинтэссенция национальной эстетики.

Отсюда и огромный спектр шкалы выразительности, широта образного диапазона, символизирующего динамику внутренних чувственно-экспрессивных состояний человека — начиная от глубочайшего раздумья до высочайшего эмоционального подъема. Все это воплощено как в идейно-философской концепции мугама, так и в его образном содержании и драматургии, основанной на фазовом развитии.

Характерной чертой мугамного искусства является особый синтез лирической повествовательности с эмоциональной напряженностью, насыщенностью.

Однако толкование мугама только как выражения национальной эстетики не охватывает всех значений понятия мугам.
В крупном плане оно включает в себя еще два значения:

1) мугам — это тот или иной конкретный, заданный лад, психоэмоциональное содержание которого так же, как и логика его развертывания, определяет мелодическое формообразование и композицию в целом. Иными словами, фундаментальная закономерность, характерная для мугамных форм — связь ладового начала с нормами и особенностями мелодического формообразования. Форма мугама складывается в процессе развертывания самого лада и вытекающих из него мелодических построений (типовых попевок) различной протяженности.

2) Второе значение мугама: мугам — ведущий музыкальный жанр устно-профессиональной традиции, адекватная форма которого становится композицией сюитного плана.

В Азербайджане мугам исполняется обычно в сопровождении трио сазандарей: тарист, кеманчист, бубнист, а иногда сам певец-ханенде является одновременно бубнистом.

Вокально-инструментальный мугам, исполняемый данным ансамблем, получил наименование-дестгях, что вмещает в себя определение формы, характеристику жанра и цикла в полном виде.
С импровизационными частями мугама чередуются в дестгяхе четкие — теснифы (вокальные) и ренги (инструментальные).

Но в своей сущности, в типе структур, в образно-эмоциональном строе и принципах развития искусство мугамов продолжает сохранять стабильность как традиционный жанр устно-профессионального искусства. Форма мугама складывается в процессе развертывания мелодических ячеек, мелодических построений различной протяженности, возникающих в результате раскрытия исполнителем определенных звуковых пластов (одного или нескольких). Соответственно они служат базой, основой для реализации фаз в развитии мугама. Специфика фазового развертывания в мугаме заключается в канонизации самих приемов фазового развития. Таким образом, форма мугама обусловливается совокупностью фаз (то есть разделов), определяемых, в свою очередь, канонизированной последовательностью центральных тонов. Каждая фаза — определенная ступень в процессе продвижения монодии к кульминации.

Вместе с тем, монументальным и циклическим формам мугама присущи и большая отточенность мельчайших деталей, разноплановость в воспроизведении выразительных возможностей монодии. Художественные образы, воплощенные в мугамах, отличаются благородством, утонченностью эмоционального содержания, возвышенностью. Глубоко и выразительно передается в мугамах на протяжении большого отрезка времени одно эмоциональное состояние во всех его нюансах и характерной динамике развития, ибо мугам строится на целостном восприятии — освоении мира, и функция его, в отличие от песенно-танцевальных жанров, сугубо художественно-эстетическая.

Следует сказать, что в азербайджанских мугамах ярче, чем в мугамах других народов, выражено импровизационное начало. Исполнитель проявляет большую творческую инициативу, нередко он создает даже новый мелодический материал, по-новому осуществляя переходы, исполняя в рамках предусмотренных канонами каждого мугама новые варианты, обогащающие традиции, приемы, формы и масштабы мелодии, проявляя фантазию, вкус. Именно поэтому наиболее творчески инициативные исполнители мугамов являются одновременно и его творцами.

Исполнение мугамов требует знания законов ладомелодического развертывания, умения спеть богато изукрашенные орнаментикой мелодии (при наличии обязательных для каждого его раздела комплекса попевок). Естественно, что исполнителю мугамов требуется специальная подготовка.

Тематика мугамов, в значительной степени, ограничена сферой лирики — любовной, философской, созерцательной. Именно поэтому поэтическими текстами мугамов чаще всего служат газели классиков восточной литературы — Низами, Физули, Насими, Хагани, Видади, Вагифа, Самеда Вургуна, А.Вахида. Оставаясь, как и песенно-танцевальные жанры, в пределах устной традиции, мугамы, казалось бы, в этом плане смыкаются со всей народной музыкой. Но мугамы отличаются более высокой ладовой организацией, развитостью мелоса и потому требуют знания, больших навыков и культуры исполнительства.

Как и творчество ашугов, мугамы предназначены для специального исполнения перед аудиторией, что естественно привносит в их стиль черты концертности, чем они в первую очередь и отличаются от фольклорных жанров — песен, танцев.

Определенную группу жанров профессиональной музыки устной традиции составляют инструментально-вокальные мугамы, получившие название зерби-мугамов. Отличительной особенностью зерби-мугамов является четкое сопровождение при импровизационно-мугамном исполнении вокальной партии певцом. При этом большая роль в сопровождающем пение ансамбле (чаще трио сазандарей) отводится ударному инструменту (дэф, или дэф и нагара).

Зерби-мугамы немногочисленны. Это; "Эйраты", "Кереми", "Овшары", "Мансурия", "Кесме шикесте", "Гарабаг шикестеси", "Аразбары", "Симаи-шамс". Особой популярностью пользуется "Карабаг-шикестеси".
В зерби-мугамах часто можно усмотреть определенные элементы полифонии, возникающие в связи с самостоятельностью голосов сопровождения. Зачастую один из инструментов сопровождающего пение ансамбля, отделяясь от других, или имитирует отрезки вокальной партии или сливается с первым. Так возникают элементы контрастной полифонии между инструментами сопровождающего ансамбля.

Абасова Э.А., Карагичева Л.В., Касимова С.Д., Мехтиева Н.А., Тагизаде А.З., "История азербайджанской музыки"

Комментарии

    Нет комментариев
комментарии


^ Наверх