C известным драматургом Рустамом Ибрагимбековым мы встретились в его старинном доме в Ичери-Шехер, чтобы поговорить на тему о роли месте интеллигенции, общественно-политической ситуации в Азербайджане и вопросам культуры. Все эти темы, в последнее время очень активно осуждаются в прессе и обществе.

РУСТАМ ИБРАГИМБЕКОВ: Я ЖДУ ОБНОВЛЕНИЯ

В конце декабря в Медиа центре состоялись расширенные дебаты с участием Ибрагимбекова, депутата Эльмиры Ахундовой и группы экспертов и журналистов. Драматург считает, что его высказывания на круглом столе рядом СМИ были передернуты, а в ряде случаев просто не соответствовали сказанному. Поэтому беседу драматург начал вступлением-заявлением.

- Так получилось, что за последнее время, за сравнительно короткий срок, я публично высказался о некоторых особенностях нашей общественной и социальной жизни. Я с молодых лет старался иметь самостоятельную, независимую от конъюнктуры точку зрения на окружающую меня действительность и среди всех привилегий я более всего ценил свободу действий и мнений. Именно этим объясняется то, что я не вступил в Компартию и стал автором нескольких острых произведений, вызвавших широкую общественную полемику. Но это не означало, что я был антикоммунистом. Наоборот, и сегодня, когда многие бывшие коммунисты считают необходимым оболгать социалистический период существования нашей родины, я придерживаюсь мнения, что именно с этим периодом связаны многие культурные и цивилизационные достижения нашего народа.

Еще более я ценю 19 месяцев существования первой Азербайджанской демократической республики, когда была заложена наша государственность, которую были вынуждены признать и большевики.

В 1982 году я написал и поставил пьесу «Ультиматум», в которой впервые в нашей литературе поставил вопрос о терроре, который приносят революционные потрясения, и рассказал о трагических последствиях установления советской власти в Азербайджане, приведшей к массовому террору по отношению к национальной интеллигенции.

РУСТАМ ИБРАГИМБЕКОВ: Я ЖДУ ОБНОВЛЕНИЯ

Коммунисты тогда ошибочно считали, что смогут за короткие сроки создать новую рабоче-крестьянскую интеллигенцию. Но, увы, добившись впечатляющих количественных результатов, они так и не смогли за редким исключением, воспитать в своих выдвиженцах высокие духовные качества, без которых даже самый образованный и талантливый интеллигент не может считаться представителем национальной элиты.

Серьезные потери остатки подлинной интеллигенции понесли в 30-40-х годах. А социальные потрясения 90-х годов прошлого столетия привели к тому, что представители профессиональных элит, оказались не у дел, их места заняли носители «новой народно-фронтовой» идеологии. И как всегда бывает в период сильных социальных взрывов, процесс восхождения по карьерной лестнице представителей новой идеологии, хоть и не сопровождался террором, но привел к весьма болезненным, ничем не оправданным кадровым перестановкам. В результате, общественно-государственный механизм формирования профессиональных элит, существенно поврежденный в период большевицкой идеологии, подвергся новым деформациям и в результате, с моей точки зрения, оказался в состоянии требующего «капитального» ремонта.

В первую очередь это касается системы образования. Конечно же, в последние годы сделано много для более объективного отбора среди абитуриентов, сегодня, по моему мнению, способный молодой человек имеет реальную возможность получить высшее образование. Этот же студент, проявляя прилежность и знания, может миновать систему поборов в процессе обучения в вузе. Но основная масса студентов вынуждена оплачивать экзаменационные сессии. В результате, мы стали единственной страной, в которой студенты платят, чтобы не учиться.

Таким образом, уже в школе и вузе молодежи наносится нравственный урон – ее приучают к тому, что для успешного существования в этой жизни надо давать взятки. А дальше уже при устройстве на работу определяющими качествами опять являются не способности и деловые качества человека, а родственные, земляческие и денежные соображения.

Конечно же, определенная часть молодых с несомненными способностями преодолевает трудности карьерного роста. Но речь идет об основной массе, судьба которых зависит от разного рода вышеперечисленных обстоятельств.

Тем не менее, как показали события последнего времени, в Азербайджане существует довольно многочисленная интеллигенция, потенциально способная активно выразить свою точку зрения на те или иные отрицательные явления нашей действительности. Причем, чрезвычайно важно, что это люди, не занимающиеся политикой и не относящиеся к так называемой оппозиции. И тут, возвращаясь к себе, я хочу заявить, что никогда не был политически активной личностью. Я не был диссидентом в советское время, и не имею никакого отношения к оппозиции сегодняшней, и то, что я стал объектом общественного внимания, абсолютная случайность, спровоцированная безграмотными действиями руководства Милли Меджлиса и нескольких депутатов, получивших «задание» сверху. В газетных публикациях просачивается информация, что задание осудить меня поступило из президентского аппарата. Я этого точно не знаю. А на встрече в дискуссионном клубе я сказал, что у меня не сложились отношения с главой гуманитарного отдела администрации президента Фатмой Абдуллазаде. На этой же встрече меня спросили, как отношусь к конституционным поправкам и предстоящему референдуму по этому поводу. Я ответил коротко и однозначно. Но хотелось бы пояснить, с чем был связан мой ответ.

Политические реалии постсоветского пространства выявили, что на всем пространстве восточней Прибалтики установились авторитарные режимы. Это не случайность. Народы, населяющие евразийскую часть земного шара, имеют вековую, если не тысячелетнюю историю почитания единоличной власти и живут с мечтой о твердом, но справедливом правителе.

Эта историческая данность подтверждается множеством примеров, включая Россию, где твердая рука пришла на смену «безрукой», стихийной «демократии» девяностых, но очень заметна из под прикрывающей ее «демократической» салфетки сейчас ( по этому поводу я не раз высказывался в российской прессе).

Тем не менее, условия «игры», навязанные западной цивилизацией, требуют, чтобы во всех постсоветских странах соблюдался некий минимум демократической атрибутики, именно это определяет отношение мирового сообщества к той или иной стране. И по этой же причине в России не пошли на сильные изменения Конституции и ограничились увеличением срока правления Президента.

- Как Вы себе представляете либеральный авторитаризм в Азербайджане?

----------------------<cut>----------------------