Кошер, или что такое "кошерный"

Кошер, или что такое "кошерный"

Эта статья о том, что же такое Кошер, кошерный, кашрут, ну и все что с этим связано.
В последнее время это слово стало довольно таки модным в интернет пространстве. И люди употребляют его зачастую сами не понимая смысла. Но, скажу честно, даже многие евреи не понимают что это значит, или понимают не совсем правильно.
Поэтому проведем небольшой ликбез. Всем кому интересно — идем под cut. Заранее предупреждаю, букв довольно таки много.

А для тех кому лень читать много букв, кратко и лаконично — кошерный, это значит подходящий, приемлемый. Остальное дальше.

----------------------<cut>----------------------

Так вот. Посмотрим на слово кошерный. Мы все привыкли, что "кошерный" в основном используется для характеристики еды и продуктов питания (кошерный хлеб, кошерное мясо). Но когда люди погружаются немного глубже в еврейскую культуру, то появляются совсем другие понятия, такие как кошерный внешний вид, кошерное поведение, кошерный парень или девушка и все в таком же духе. Первая реакция лично у меня была "а собственно как одежда может быть кошерной, я же ее не ем".
И только совсем недавно я узнал, что же все таки означает "кошер".
Кощерный — во всем многообразии своего применения означает "приемлемый", "подходящий", "допустимый", "разрешенный". Ну можно еще синонимы подбирать, но незачем, суть вроде как понятно. Кошерность это то, на сколько данный объект подходит для данного использования в данный момент.
Например, пиво. Пиво (90% марок) кошерно для евреев. Но посмотрим по другому, пиво кошерно для питья, но пиво некошерно для кидуша (освящения праздника). С другой стороны хлеб, кошерный для еды, кошерен для кидуша, но : ) не в Песах, когда нельзя есть квасное, следовательно в это время хлеб — не кошерный, т.е. не подходящий в данный момент.

Это по поводу самого слова. А теперь немного инфы по кошерности еды. Потому что это место очень сложное, и вызывает вопросы как у евреев так и неевреев.

Так вот, откуда собственно мы берем законы о кошерности пищи. Ответ простой из Торы. В Торе даны подробные указания по поводу тех видов животных, которых можно употреблять в пищу, а каких нельзя. Вывод, расстения в принципе кошерны все, а с животными нужно разбираться.
Животные делятся на четыре типа: рыба, птица, мясо и всякая дрянь (насекомые, пресмыкающиеся и иже с ними).
Пойдем по порядку, рыба кошерная та, которая имеет чешую, плавники и жабры. Т.е. именно три составляющие одновременно. Все очень просто, и нет никаких особых проблем.
Птицы кошерные в основном те, которые не питаются падалью, в Торе приводится список всех кого можно есть, а кого нет. Если кратко, то можно есть куриц, гусей, уток, индеек. По поводу остальных нгадо уточнять, да и не думаю что часто кто-то ест более экзотическую птицу. Страус не кошерный (это по поводу часто встречающейся экзотики), и поэтому яйца страусиные некошерны тоже.
Мясо. Мясо кошерное ТОЛЬКО тех животных, которые являются жвачными и у которых есть рога и раздвоенны все 4 копыта.Т.е. можно есть баранов, коз и коров (из домашних). Кролики, зайцы, свиньи, кони, собаки, кошки и т.д. не кошерны для евреев, неевреям нет никаких проблем с ними.
Все остальные живые существа, типа насекомых и т.д. не кошерны совсем (кроме 4 видов саранчи, которых думаю нормальный человек в здравом уме есть не будет : ), т.е. раки (крабы и т.д.), улитки, змеи, пауки и прочие евреям опять таки кушать нельзя.

Еще одно важное замечание, то что разрешено можно есть, а так же то что сделано и произошло от того что разрешено, тотоже можно есть. А вот то что произошло от некошерных животных (молоко, икра и т.д., а так же продукты сделанные из переработанного жира костей и прочих деталей некошерных животных) есть евреям запрещено.

Кроме видов, не подходящих для еды, есть еще и способы. Т.е. самый первый и главный закон — нельзя употреблять в пищу кровь в любых проявлениях. Поэтому мясо перед тем как готовить принято вымачивать в воде и соли, чтобы вытянуть кровь. А яйца, в которых попадаются кровавые пятная, выбрасывают (т.е. разбивают яйцо в отдельную посуду, и только если оно нормальное, тогда выливают к другим или в еду).
Дальше, нельзя варить и есть мясное и молочное вместе, и даже есть молочные продукты после мясных запрещено, т.е. надо подождать 4-6 часов, пока мясо переварится. Но при этом можно после молочного сразу есть мясное, достаточно только прополоскать рот.
Животных и птицу евреям можно есь только, если они были правильно зарезаны. Т.е. кошерный убой животных подразумевает мгновенное прекращение жизнедеятельности, чтобы животное не успело почувствовать ни страха ни боли. Такой метод называется на иврите шхита. Нож для шхиты должен быть идеально остро заточен (если на нем есть малейшие зазубрины он не подходит). И сам резчик должен быть очень квалифицированным, ведь он должен одним движением перерезать артерию, пищевод и дыхательные пути. Чтобы мгновенно отключить мозг. Но так как на обычном мясокомбинате в СНГ, да и в других странах, животных забивают как только умеют, иногда не добивая, или добивая потом, да и вобщем вся технология направлено не на то, чтобы избавить животное от страданий, а на то как механизировать и ускорить процесс, не смотря на качество.
Еще есть закон, установленный мудрецами, но не написанный в Торе, это закон касающийся еврейского хлеба и вина. Суть вот в чем. Евреям можно кушать только тот хлеб, участие в приготовлении которого принимал еврей. А с вином все сложнее, вино кошерно только то. которое полностью приготовил еврей (причем соблюдающий), это относится не только к вину, но и ко всем сокам, напиткам и другим продуктам из виноградного сока. Закон этот возник очень давно, не одну тысячу лет назад, поэтому и приравнивается по строгости к законам из Торы.

Вот вроде бы самые основные законы кашрута. Есть конечно еще и много, но это уже надо разбирать конкретно и подробно. А так в общем, вроде обо всем рассказал.

Теперь немного по поводу "зачем это нужно". На самом деле почему евреи должны питаться именно так, и никак иначе? В чем на самом деле смысл такого поведения. А смысл вот в чем: Вс-вышний дал нам эти законы, вовсе не для того, чтобы мы были здоровее, и если мы и становимся каким-то образом лучше от употребления кошерной еды, то это побочный эффект, а не самоцель. Б-г дал евреям законы кашрута, с той целью, чтобы евреи, ограничивая себя в еде, задумываясь всегда о том что едят, освящали Творца, освящали тем, что соблюдают Его законы, какими бы они не были абсурдными с точки зрения человека. Т.е. соблюдение кашрута относится к исполнению первой заповеди из 10 центральных "Я Г-дь Б-г твой, который вывел тебя из земли Егопетской". Чтобы еда не стала для нас просто физическим актом, простым животным поглощением белков и углеродов, чтобы мы привнесли духовность и мысли о Б-ге в процесс еды, именно для этого нам даны были законы, думать о которых приходится постоянно.

Надеюсь эта информация была для кого-то новой и интересной. И что не сильно всех запарил : )

Для болеее подробной информации можете обращаться на сайты
kosher.ru,
Книга Моше Пантелята "Путеводитель по кашруту",
кошер-лист от Равинского суда г.Москвы.

Всем удачи во всех делах, и хорошего настроения : )

Кошер, или что такое "кошерный"

Комментарии

    Нет комментариев
комментарии


^ Наверх