Здравствуйте все. Наконец-то удалось найти свободную минуту, интернет и русскую клавиатуру одновременно и сразу. Так что пишу ответ по пооду того, как смотрит иудаизм на воспитание детей.
Все кому это интересно — добро пожаловать под Кат, кому нет — удачной дороги в лес : )

Воспитание детей в иудаизме

----------------------<cut>----------------------

Заранее простите, что без красочных картинок. Просто лучше я это время потрачу на статью, чем на поиск и обработку изображений. А кому эта тема интересна, тот с радостью прочитает и без картинок.

И так. Дети и воспитание детей. Дети в иудаизме, да как и в любой другой среде, являются главным сокровищем и самой большой радостью. Ведь дети это будущее, именно они будут продолжать делать то, что делаем мы, именно им придется жить в новом мире, и как и кем они будут сецело зависит от родителей и воспитания.

Воспитание детей в иудаизме

Поэтому в еврейском мире очень большое внимание уделяется воспитанию детей в традициях Торы. Ведь только благодаря тому, что на протяжении 3 с половиной тысяч лет еврейские родители передавали слово в слово Тору своим детям, благодаря этому живет еврейский народ, и как сейчас помнит все события, которые застали его на долгой дороге истории.

Тора говорит, что детей нужно начинать учить с трех лет, потому что именно в этом возрасте люди начинают осознавать себя, осознавать окружающий мир, чувствовать себя отдельной личностью и при этом частью общества, ну и любознательность в этом возрасте, а так же скорость впитывания информации просто сказочная : )
Поэтому с трех лет детей учат простейшим вещам, таким как форма одежды (кипа для мальчиков, и юбка для девочек), праздники, Шабат, благословения перед едой и Шма перед сном. Как собственно в первом отрывке Шма и говорится "и будут слова эти на сердце твоем, И научи им детей своих".

Воспитание детей в иудаизме

Главным аспектом воспитания является то, что нельзяя учить ребенка тому, чего не делаешь сам, ведь ребенок в первую очередь смотрит на своих родителей, а уж потом слушает их. Это как молния, мы сначала видим ее, а потом только слышим. Поэтому начинать обучение нужно только на своем примере. Ребенок, который с детства видит, что родители говорят Шма, целуют мезузу на входе в дом, встречают Шабат, такой ребенок сам задаст вопрос "а что ты делаешь? а почему? а что это?". И тогда наступает второй этап, когда родители объясняют ребенку на простом понятном уровне, что происходит вокруг, и поощряет всякое стремление ребенка, выполнять простейшие заповеди.
Воспитание детей в иудаизме

Такое детское воспитание (конечно с постепенным усложнением в виде изучения иврита и пятикнижия с комментариями и т.д. в зависимости от способностей ребенка), заканчивается с наступлением совершеннолетия. Совершеннолетие по Торе означает, что человек достиг того возраста, когда за свои поступки он должен отвечать уже сам, когда он сам должен выбирать дорогу по которой он пойдет в будущем. Для мальчиков этот возраст — 13 лет, а для девочек — 12. Совершеннолетие называется бар-мицва и бат-мицва ("бар" это сын, "бат" — дочь, "мицва" — заповедь). Для девочек совершеннолетие означает, что она должна сама зажигать Шабатние свечи, учиться печь халы, ну и в общем учить традицию. Для мальчиков все гораздо сложнее, с бар-мицвы мальчик становиться полноценным членом еврейского общества, он может входить в миньян (минимальное количество человек (10), считающееся общиной), может подниматься для чтения Торы, и должен выполнять все личные заповеди, которые он знает. Вернее, ответственность за их выполнение лежит полностью на нем, родители же обязаны показывать где, когда и как нужно поступать.
Воспитание детей в иудаизме

В традиционном иудаизме обязанность воспитания детей лежит не на матери, а на отце. Так как отец всегда воспринимается в семье как авторитет, которого следует слушаться, и который может быть строгим, в отличие от матери, которая может дать ребенку послабление и баловать его сверх меры. И ко всему прочему, мама гораздо больше времени проводит с детьми, а отец может весь день работать и встречаться с семьей по выходным, что бы избежать такой ситуации Тора обязывает отца воспитывать детей, уделять им время не смотря на усталость и занятость.

Даже не знаю, что еще написать : ) Тема настолько болшая и не хочется влезать в дебри дремучие. Но и упускать что-то важное жалко. Поэтому не знаю, если будут вопросы пишите в комменты, хотя обычно в этом плане у вас у всех полная пассивность, то ли никто не читает, то ли настолько со мной согласны, то ли не знают что спросить.

Ой, вот кстати вспомнил по поводу воспитания : ) Есть традиция в Песах, праздник памяти выхода из Египта, что дети задают вопросы своему отцу по поводу всего празднества которое они видят вокруг. Эти вопросы есть четырех типов, отображающих 4 типа детей.

Первый — умный, сын который много знает и стремится к знаниям, он спрашивает отца о законах Песаха, и отец должен рассказать ему что-то, что он считает важным.

Второй сын — дерзкий, сын который отошел от своего народа, который свысока смотрит на традицию и историю, который считает, что только силой руки можно добиться чего-то в этом мире. Он спрашивает "Зачем ВАМ все это?" В вопросе сразу видно разделение — ВАМ, т.е. не ему, а всем остальным. И ответить нужно так, что бы он понял, что Песах праздник когда Б-г вывел НАС из Египта из дома рабства на свободу. Именно НАС, а не его, потому что такие, кто не хотел иметь связи со своей семьей, не смогли выйти из Египта.

Третий сын — простой, который не силен в каких-то познаниях, но при этом он добрый хороший человек, который не стремится сделать что-то плохое. Он спрашивает "что это?". Ему нужно объяснить, что Б-г, вывел всех нас из Египта, что бы мы стали народом, который будет исполнять Его волю, и нести всем народам мира свет Торы.

Четвертый сын, о котором я как раз и вспомнил, тот кто не знает что спросить. Это самый интересный вариант, потому что он хочет что-то узнать, но либо стесняется либо не так сильно ориентируется в происходящем, что просто не находит слов, чтобы спросить. Такому сыну нужно подробно рассказать свю историю выхода из Египта, от начала до конца. Что бы он получив много новой информации сам задал вопросы. Ведь когда ребенок узнает что-то новое, он тут же генерирует вопросы по поводу этого : )

Воспитание детей в иудаизме

Так что, вы теперь узнали что-то новое, и можете хотя бы в эту тему задавать вопросы.

Удачи вам во всем. Задавайте вопросы, голосуйте, и до встречи : )