Николай Неврёв. "Торг. Сцена из крепостного быта". 1866 г.

Россия 19 века. Картины маслом

Один помещик продает другому крепостную девку. Вальяжно показывает покупателю пять пальцев — пять сотен рублей. 500 рублей -средняя цена русского крепостного в первой половине 19 в.Продавец девки -европейски образованный дворянин. Картины на стенах, книги. Девка покорно ждет своей участи, другие рабы столпились в дверях и смотрят, чем кончится торг. Тоска.

----------------------<cut>----------------------

Василий Перов. "Сельский крестный ход на Пасхе". 1861 г.

Россия 19 века. Картины маслом

Русская деревня 19 в. Православная Пасха. Все пьяны в хлам, включая попа. Чувак в центре несет икону вверх ногами и вот-вот упадет. Некоторые уже упали. Весело! Перов был признанный мастер жанровой живописи и портрета. Но эта его картина в царской России была запрещена к показу и воспроизведению. Цензура!


Григорий Мясоедов. "Земство обедает". 1872 г.

Россия 19 века. Картины маслом

Времена Александра II. Крепостное право отменено. Введено местное самоуправление — земства. Крестьян туда тоже выбирали. Но между ними и более высокими сословиями — пропасть. Поэтому — обеденный апартеид. Господа — в доме, с официантами, крестьяне — под дверью.


Федор Васильев. "Деревня". 1869 г.

Россия 19 века. Картины маслом

1869 год. Пейзаж красив, а деревня, если присмотреться, нищая. Убогие дома, дырявые крыши, дорога утопает в грязи.


Ян Хендрик Верхайен. "Голландская деревня с фигурами людей". 1-я пол. 19 века.

Россия 19 века. Картины маслом

Ну это так, для сравнения :)


Алексей Корзухин. "Возвращение из города". 1870 г.

Россия 19 века. Картины маслом

Обстановка в доме бедная, по обшарпанному полу ползает ребенок, дочке постарше папа привез из города скромный гостинец — связку баранок. Правда, в семье много детей — только на картине их трое плюс возможно еще один в самодельной люльке.


Сергей Коровин. "На миру". 1893 г.

Россия 19 века. Картины маслом

Это уже деревня конца 19 в. Крепостных больше нет, но появилось расслоение — кулаки.На сельском сходе — какой-то спор между бедняком и кулаком. Для бедняка тема, видимо, жизненно важная, он чуть ли не рыдает. Богатый кулак ржет над ним. Другие кулаки на заднем плане тоже хихикают над неудачником-нищебродом. Но товарищ справа от бедняка проникся его словами. Два готовых члена комбеда уже есть, осталось дождаться 1917.


Василий Максимов. "Аукцион за недоимки". 1881-82 гг.

Россия 19 века. Картины маслом

Налоговая лютует. Царские чиновники пускают с молотка самовары, чугунки и прочие крестьянские пожитки.Самыми тяжелыми налогами на крестьян быливыкупные платежи . Александр II &quot;Освободитель&quot; на самом деле освободил крестьян за деньги — они потом много лет обязаны были платить родному государству за наделы земли, которые им дали вместе с волей.Вообще-то эта земля была у крестьян и раньше, они пользовались ею много поколений , пока были крепостными. Но когда стали свободными — их заставили за эту землю заплатить. Плата должна была вноситься в рассрочку, аж до 1932 года. В 1907 г. на фоне революции власти отменили эти поборы.


Владимир Маковский. "На бульваре". 1886-1887 г.

Россия 19 века. Картины маслом

В конце 19 в. в Россию пришла индустриализация. Молодежь едет в город. Там у неё едет крыша. Прежняя жизнь им больше не интересна. А этому молодому работяге — не интересна даже и его жена-крестьянка, приехавшая к нему из деревни. Она не продвинутая. Девушка в ужасе. Пролетарию с гармошкой — все по фиг.


Владимир Маковский. "Свидание". 1883 г.

Россия 19 века. Картины маслом

В деревне нищета. Пацана отдали &quot;в люди&quot;. Т.е. послали в город работать на хозяина, который эксплуатирует детский труд. Мать приехала навестить сына. Тому явно живется несладко, мать все видит. Пацан жадно ест привезенную булку.


Владимир Маковский. "Крах банка". 1881 г.

Россия 19 века. Картины маслом

Толпа обманутых вкладчиков в офисе банка. Все в шоке. Жулик-банкир (справа) по-тихому сваливаетс баблом. Полицейский смотрит в другую сторону, типа не видит его.


Павел Федотов. "Завтрак аристократа". 1849-1850.

Россия 19 века. Картины маслом

Утро, обедневшего дворянина застали врасплох неожиданные гости. Свой завтрак (кусок черного хлеба) он спешно прикрывает французским романом. Дворяне (3% населения) были привилегированным сословием в старой России. Владели огромным количеством земли по стране, но хороший фермер из них получался редко. Не барское дело. Как результат — бедность, долги, все заложено и перезаложено в банках. У Чехова в &quot;Вишневом саде&quot;имение помещицы Раневской продают за долги. Покупатели (богатые купцы) дербанят поместье, а одному очень нужен барский вишневый сад (чтоб перепродать под дачи). Причина проблем семейства Раневских — безделье в нескольких поколениях. Никто не занимался поместьем, а сама хозяйка последние 5 лет жила за границей и сорила деньгами.


Борис Кустодиев. "Купец". 1918 г.

Россия 19 века. Картины маслом

Провинциальное купечество — любимая тема у Кустодиева. Пока дворяне в парижах проматывали имения, эти люди поднимались из низов, делая деньги в огромной стране, где было куда приложить руки и капитал. Примечательно, что картина написана в 1918 году, когда кустодиевских купцов и купчих по всей стране уже вовсю ставили к стенке борцы с буржуями.


Илья Репин. "Крестный ход в Курской губернии". 1880-1883 гг.

Россия 19 века. Картины маслом

На крестный ход выходят разные слои общества, и Репин изобразил их всех. Впереди несут фонарь со свечами, за ним — икону, потом идут лучшие люди— чиновники в мундирах, попы в золоте, купцы, дворяне. По бокам — охрана (на лошадях), дальше — простой народ. Народ на обочинах периодически огребает, чтоб не подрезал начальство и не лез на его полосу. Третьякову на картине не понравился урядник (справа, в белом, со всей дури лупит нагайкой кого-то из толпы). Он просил художника убрать этот ментовский беспредел из сюжета. Но Репин отказал. А картину Третьяков все равно купил. За 10 000 рублей, что было просто колоссальной суммой на тот момент.


Илья Репин. "Сходка". 1883 г.

Россия 19 века. Картины маслом

А вот эти молодые ребята на другой картине Репина — больше не ходят с толпой на всякие крестные ходы. У них свой путь — террор. Это &quot;Народная Воля&quot;, подпольная организация революционеров, которые убили царя Александра II.


Николай Богданов-Бельский. "Устный счет. В народной школе С.А.Рачинского". 1895 г.

Россия 19 века. Картины маслом

Сельская школа. Крестьянские дети в лаптях. Но желание учиться — есть. Учитель — в европейском костюме с бабочкой. Это реальный человек — Сергей Рачинский. Математик, профессор Московского Университета. На добровольной основе преподавал в сельской школе в дер. Татево (ныне Тверская обл.), где у него было поместье. Великое дело. Согласно переписи населения 1897 г.уровень грамотности в России был всего 21%.


Ян Матейко. "Закованная Польша". 1863 г.

Россия 19 века. Картины маслом

По переписи 1897 г. грамотных в стране было 21%, а великороссов — 44% . Империя!Межнациональные отношения в стране никогда не были гладкими. Картина польского художника Яна Матейко написана в память об анти-русском восстании 1863 г.Русские офицеры со злобными рожами заковывают в кандалы девушку (Польшу), побежденную, но не сломленную. За ней сидит другая девушка (блондинка), которая символизирует Литву. Её грязно лапает другой русский. Поляк справа, сидящий лицом к зрителю -вылитый Дзержинский.


Николай Пимоменко. Жертва фанатизма. 1899 г.

Россия 19 века. Картины маслом

На картине изображен реальный случай, который был в г. Кременец (Зап.Украина). Девушка-еврейка полюбила украинца-кузнеца. Молодые решили пожениться с переходом невесты в христианство. Это обеспокоило местную иудейскую общественность. Они повели себя крайне нетолерантно. Родители (справа на картине)отреклись от дочери, а девицу подвергли обструкции. У жертвы на шее виден крест, перед ней раввин с кулаками, за ним — обеспокоенная общественность с дубинами.


Франц Рубо. "Штурм аула Гимры". 1891 г.

Россия 19 века. Картины маслом

Кавказская война 19 в. Адский замес дагов и чеченов царской армией. Аул Гимры (родовое село Шамиля) пал 17 октября 1832 г.Кстати, с 2007 г. в ауле Гимры опять действует режим контртеррористической операции. Последняя (на момент написания этого поста) зачистка ОМОНом была 11 апреля 2013 г. На картине первая зачистка.


Василий Верещагин. "Опиумоеды". 1868 г.

Россия 19 века. Картины маслом

Картина написана Верещагиным в Ташкенте во время одного из туркестанских походов русской армии. Средняя Азия тогда была присоединена к России. Какими увидели участники походов предков нынешних гастарбайтеров — об этом Верещагин оставил картины и мемуары. Грязь, нищета, наркота…


Петр Белоусов. "Мы пойдем другим путем!". 1951 г.

Россия 19 века. Картины маслом

Ну и наконец главное событие в истории России 19 в.22 апреля 1870 г. в г. Симбирске родился Володя Ульянов. Старший брат его, народоволец, попробовал себя, было, в сфере индивидуального террора -готовил покушения на царя. Но покушение сорвалось и брата повесили. Вот тогда молодой Володя по легенде сказал матери: &quot;Мы пойдем другим путем!&quot;. И пошли.

Россия 19 века. Картины маслом