Скульптура Эмиля Антуана Бурделя | XIX-XXe | Sculpture by Emile Antoine Bourdelle

Скульптура Эмиля Антуана Бурделя | XIX-XXe | Sculpture by Emile Antoine Bourdelle

Эмиль Антуан Бурдель (фр. Emile Antoine Bourdelle; 30 октября 1861, Монтобан, Тарн и Гаронна — 1 октября 1929, Ле-Везине, Ивелин) — французский скульптор, живописец и график, ученик О. Родена. Один из крупнейших мастеров монументальной пластики ХХ столетия. Используя опыт греческой архаики, европейского средневекового искусства, создавал героизированные произведения («Геракл, стреляющий из лука», 1909). Его произведения отличают героический характер образов, мужественная сила, духовное благородство, воплощенное в мощных пластических формах.

----------------------<cut>----------------------

Скульптура Эмиля Антуана Бурделя | XIX-XXe | Sculpture by Emile Antoine Bourdelle

Скульптура Эмиля Антуана Бурделя | XIX-XXe | Sculpture by Emile Antoine Bourdelle

Эмиль Антуан Бурдель (фр. Emile Antoine Bourdelle; 30 октября 1861, Монтобан, Тарн и Гаронна — 1 октября 1929, Ле-Везине, Ивелин) — французский скульптор, живописец и график, ученик О. Родена. Один из крупнейших мастеров монументальной пластики ХХ столетия. Используя опыт греческой архаики, европейского средневекового искусства, создавал героизированные произведения («Геракл, стреляющий из лука», 1909). Его произведения отличают героический характер образов, мужественная сила, духовное благородство, воплощенное в мощных пластических формах.

Родился в семье резчика по дереву, в 13 лет стал помогать отцу, резал декоративные детали для украшения мебели и одновременно занимался в Художественной школе Монтобана. Дальнейшее образование получает в Тулузе, в Школе изящных искусств (1876-84), затем в Школе изящных искусств Парижа, у Фальгиера (1884-86). Через два года уходит, вспоминая впоследствии: «Понадобилось десять лет, чтобы избавиться от злополучного влияния» — настолько бессмысленной и устаревшей предстала перед ним академическая система. «Лувр, мастера Нотр-Дам, Пюже, Бари — вот мои истинные учителя».

Экспрессия, которую он хотел вложить в свои творения, была настолько велика и неистова, что требовалась деформация самой формы скульптуры для ее выражения, буквально на грани образной целостности произведения. От живущих эмоцией ранних произведений ("Памятник павшим" в Монтобане, бронза, 1893-1902 гг.) Бурдель перешёл к более уравновешенным композициям, в которых использовал традиции древне-греческой архаики и ранней классики. Его "Геракл, стреляющий из лука", на заре XX в. стал символом возвращения в искусство образа "естественного" человека. Бурдель решился доказать, что у человека еще достаточно сил и воли, чтобы самому, без помощи хитроумной, сложной техники вступить в схватку с природой. Образ мифического героя, воплощает выдвинутую автором, пластическую идею "уравновешенной неуравновешенности" и остается одним из самых выразительных памятников скульптуры нового времени.

Скульптура Эмиля Антуана Бурделя | XIX-XXe | Sculpture by Emile Antoine Bourdelle

«Геракл, стреляющий из лука», 1909

Значительностью образов отмечены портреты Бурделя. При остроте индивидуальной характеристики в них запечатлена мощь духовной энергии их создателя; по его словам, «любой портрет является одновременно изображением и модели, и автора». Для каждого образа он прежде всего хотел найти как бы «пластический ключ»: «Чтобы сделать портрет гения, надо сначала четко представить себе форму его сущности». Портреты Бетховена с их словно пульсирующей фактурой, динамичностью объемов, контуров всех деталей должны были, по мысли Бурделя, воплотить душу музыки (начиная с 1888 он выполнил около 50-ти вариантов портрета композитора, последний, «Бетховен на кресте», делался в 1929). Творческая мощь запечатлена в бюсте Энгра (2 варианта, 1908, бронза, Монтобан, Музей Энгра); могучий «Роден» подобен скале, утесу (1909, бронза, Музей Родена в Париже); «Анатоль Франс» — олицетворение высокой, благородной мысли (1919, бронза, Оттава, Национальная галерея Канады).

Скульптура Эмиля Антуана Бурделя | XIX-XXe | Sculpture by Emile Antoine Bourdelle

В 1920-е гг. Бурдель приобрел мировую славу. Его выставки проходят в Праге, Венеции, Японии, США. Не смотря на яркость замысла, его работы часто не свободны от стилизации и излишней схематичности, что не раз отмечали критики. Творческое наследие Бурделя огромно: около 900 скульптур, 6 000 рисунков, фрески, живопись, гуаши и пастели, иллюстрации. Его учениками были Альберто Джакометти и Вера Мухина (Монумент "Рабочий и колхозница"), а также много других талантливых авторов.

Мало известны живописные произведения знаменитого скульптора. Он написал около двадцати четырех картин, главным образом портреты и пастели. Со своими учениками, он принимал участие в отделке фойе Театра "На Елисейских Полях", где лично расписал несколько фресок.

Скульптура Эмиля Антуана Бурделя | XIX-XXe | Sculpture by Emile Antoine Bourdelle

Скульптура Эмиля Антуана Бурделя | XIX-XXe | Sculpture by Emile Antoine Bourdelle

Скульптура Эмиля Антуана Бурделя | XIX-XXe | Sculpture by Emile Antoine Bourdelle

Скульптура Эмиля Антуана Бурделя | XIX-XXe | Sculpture by Emile Antoine Bourdelle

Скульптура Эмиля Антуана Бурделя | XIX-XXe | Sculpture by Emile Antoine Bourdelle

Скульптура Эмиля Антуана Бурделя | XIX-XXe | Sculpture by Emile Antoine Bourdelle

Скульптура Эмиля Антуана Бурделя | XIX-XXe | Sculpture by Emile Antoine Bourdelle

Скульптура Эмиля Антуана Бурделя | XIX-XXe | Sculpture by Emile Antoine Bourdelle

Скульптура Эмиля Антуана Бурделя | XIX-XXe | Sculpture by Emile Antoine Bourdelle

Скульптура Эмиля Антуана Бурделя | XIX-XXe | Sculpture by Emile Antoine Bourdelle

Скульптура Эмиля Антуана Бурделя | XIX-XXe | Sculpture by Emile Antoine Bourdelle

Скульптура Эмиля Антуана Бурделя | XIX-XXe | Sculpture by Emile Antoine Bourdelle

Скульптура Эмиля Антуана Бурделя | XIX-XXe | Sculpture by Emile Antoine Bourdelle

Скульптура Эмиля Антуана Бурделя | XIX-XXe | Sculpture by Emile Antoine Bourdelle

Скульптура Эмиля Антуана Бурделя | XIX-XXe | Sculpture by Emile Antoine Bourdelle

Скульптура Эмиля Антуана Бурделя | XIX-XXe | Sculpture by Emile Antoine Bourdelle

Скульптура Эмиля Антуана Бурделя | XIX-XXe | Sculpture by Emile Antoine Bourdelle

Скульптура Эмиля Антуана Бурделя | XIX-XXe | Sculpture by Emile Antoine Bourdelle

Скульптура Эмиля Антуана Бурделя | XIX-XXe | Sculpture by Emile Antoine Bourdelle

Скульптура Эмиля Антуана Бурделя | XIX-XXe | Sculpture by Emile Antoine Bourdelle

Скульптура Эмиля Антуана Бурделя | XIX-XXe | Sculpture by Emile Antoine Bourdelle

Скульптура Эмиля Антуана Бурделя | XIX-XXe | Sculpture by Emile Antoine Bourdelle

83 jpg | 975 ~ 4320 pix | 132.64 Mb

Скульптура Эмиля Антуана Бурделя | XIX-XXe | Sculpture by Emile Antoine Bourdelle

Необходимо зарегистрироваться чтобы прочитать текст или скачать файлы

Комментарии

  1. Рейтинг: 0+
    RVPalych «» 14 ноября 2011, 23:04 #

    Лучника видел в Эрмитаже на выставке "Роден и его время" в конце 60-х.
    Рядом работал скульптор, делающий копию меньшего размера.

  2. Рейтинг: 0+
    camgypak «» 14 ноября 2011, 22:24 #

    ничетак

  3. Рейтинг: 1+
    kuka «» 14 ноября 2011, 10:25 #

    Нечасто встретишь подборки, посвящённые скульптуре. Спасибо!

комментарии


^ Наверх