Открытие Петры состоялось летом 1812 года. Швейцарский ученый И. Л. Буркгхард, путешествуя по Иордании, пожелал попасть на могилу Аарона на горе Ор. Местный проводник повел его от Вади-Муса наиболее коротким путем — через ущелье Сик. Окрестности вблизи таковы, что в местном пейзаже, не смотря на весь его колорит, ничего не предвещает ни самого грандиозного ущелья, ни скрывающегося за мощью скальных стен набатеейского города. (фото)

Петра (Рекем) упоминается уже в Ветхом Завете в книге Исход. После 1000 г. до Р. Х. находилась во владениях израильских царей Давида и Соломона. Однако, Петра архитектурная – явление, связанное с правлением набатеев (с IV в. до Р. Х.), избравших этот город своей столицей (до 70-х гг. I в.). В Римской империи Петра стала одним из центральных городов новообразованной провинции Аравия, позже – столица римской провинции Палестина Третья. В раннехристианский период здесь располагалась епископская кафедра. С VII в. жизнь в Петре постепенно угасла. Город оставался древним подножием для местных обитателей, но совершенно закрылся для внешнего мира, воистину родившись во второй раз благодаря европейским путешественникам XIX в.

Путь от входа в музейный комплекс до собственно начала ущелья Сик называется Ворота Сика. На этом протяженном участке сохранилось несколько объектов. Наиболее примечательны Гробница с обелисками и Триклиний (96/92 гг. до Р. Х). Там же находятся интригующие названием «камни джиннов», на самом деле ни что иное, как небольшие гробницы кубической формы.

Вход в Сик прежде имел архитектурное оформление в виде арки. Сейчас впечатление от вступления в эту загадочную зону протяженностью 1,2 км стирается, точнее, начисто подавляется самим пребыванием в ущелье. До того как набатейцы соорудили дамбу, по ущелью текли воды Вади-Муса. Смирительный рукав одного из каналов реки, перенаправленной в город, можно и сейчас видеть в толще скалы. На стенах нередко встречаются высеченные ниши с бейтилами — округлыми камнями-фетишами — жилище божества. Оказавшись на глубине этого рассеченного горного чрева, невольно втягиваешься в спор двух стихий — неба и земли. Наверное, поэтому не сразу замечаешь еще одну достопримечательность Сика, его «призраков» — рельеф с изображением каравана верблюдов и погонщика. Но невозможно не пережить появление на выходе из Сика, точнее, рождение из розоватой дымки, главного чуда Петры — Хазнэ-Фараун — Сокровищницы фараона (86-62 гг. до Р. Х. или 9 г. до Р. Х — 40/44 г. по Р. Х.): «все ее детали — лучшее, что создал эллинистический мир», но с отпечатком «варварского» вкуса для античного мира.

Хазнэ находится в некоем пространственном коконе, локуле. Выход из этого пространства — через ворота Внешнего Сика. Скалы заметно мелееют, распахиваются вширь. В склонах скал множество высеченных фасадов гробниц. Ассирийские черты некоторых из них узнаются по ступенчатым зубчикам-мерлонам. Финальная точка Сика — чаша театра (после 9 г. до Р. Х. – до 30-х гг. по Р. Х.), с истертыми от времени, но не утратившими непередаваемого розоватого оттенка, рядами сидений.

Окончательно вырвавшись из Сика, оказываешься перед долиной Петры, где по правую руку расположен ряд гробниц, названных Царскими (Гробница с урной (Кафедральный собор), Шелковая гробница (Гробница с коринфской капителью), Гробница-дворец, Гробница Секстия Флорентина), а по левую— панорама т. н. Бассейна. По колонной улице мимо Нимфея, рынков, Садовой террасы можно приблизиться к теменосу — священному участку города с храмами, отделенного от его торговой части Воротами теменоса храма Душары (кон. II – нач. III в.). Перед Воротами начинается подъем (17, 6 м) к Великому храму (до нач. 1-й четв. I в.). Не смотря на то, что время хорошо потрудилось над этим величественным сооружением, его масштабы поражают воображение.

Так же в центре Петры находится храм богу Душаре (I в.). Его арабское название Каср-аль-Бинт-аль Фараон связано с легендой о фараоне, который спрятал от людских глаз два своих сокровища — золото скрыл в Хазнэ, а дочь заточил в замке — храме Душары.

Еще одно замечательное сооружение центра Петры — Храм крылатых львов (27/28 гг.), получившее название по украшавшем его рельефам. Храм был предположительно посвящен богине наббатеев Аллат, отвечавшей за «функции» неба и дождя. На этой же стороне колонной улицы — кардо максимус — находится комплекс христианских сооружений Петры: трехнефная базилика (V в.); Голубая церковь (VI в.) и Церковь на вершине горы.

От центра Петры, за храмом Душары начинается дорога к Дайру (монастырю; 40/44–70 гг.). Осилившие подъем к этому набатейскому храму (освоен христианами в начале I тыс.), помимо лицезрения одного из самых гармоничных сооружений Петры, получают в награду возможность увидеть с холма все живописное плато Дайра и оценить проделанный за день путь.

Э. Шевченко

(подготовлено по материалам: Масиель Санчес Л. К., Сусленков В. Е. Путеводитель по Иордании. М., 2010)