Кассетная дека Nakamichi 1000, выпущенная в свет в 1974 году, обладала настолько высокими техническими характеристиками и качеством звучания, что реального конкурента ей можно было найти только среди катушечных магнитофонов, причем, достаточно высокого класса.

Nakamichi 1000

Уникальность аппарата была в том, что в тот период ни одна другая кассетная дека не могла записывать на ленты Fe и Cr диапазон частот до 20 кГц и не имела раздельных записывающей и воспроизводящей головок. Не было другого такого магнитофона, в котором имелась бы подстройка азимута записывающей головки со светодиодной индикацией идеального совпадения с азимутом воспроизводящей. Использование высокостабильного закрытого тракта, когда блок головок находится между двумя ведущими валами, позволило разработчикам отказаться от лентоприжима, установленного в каждой кассете, — во всех деках Nakamichi он отводится специальными выступами на головке.

----------------------<cut>----------------------

Тысячная серия Nakamichi (Nakamichi 1000, Nakamichi 1000 II, Nakamichi 1000ZXL, Nakamichi 1000ZXL Gold Limited Edition) олицетворяет вершину творчества инженеров Накамичи.

Кассетные деки Nakamichi 1000 и Nakamichi 1000 II относятся к первому поколению:

Nakamichi 1000

Nakamichi 1000

Nakamichi 1000 II

Деки Nakamichi 1000ZXL и Nakamichi 1000ZXL Gold Limited относятся ко второму поколению:

Nakamichi 1000

Nakamichi 1000ZXL

Nakamichi 1000

Nakamichi 1000ZXL Gold Limited Edition

Из всей тысячной серии мне посчастливилось близко познакомиться с двумя представителями — 1000 II и 1000 ZXL — протестировать тракт записи-воспроизведения, заглянуть внутрь. Но произвести полную настройку по сервис мануалу, с последующим прослушиванием в домашней аудиосистеме, удалось только с моделью Nakamichi 1000 II. Именно о ней, в основном, и пойдет речь в данной статье.

Для начала, приведу технические параметры Nakamichi 1000 II из сервис мануала:

Nakamichi 1000

Этот магнитофон выпущен в 1977 году, но для своего времени имел недосягаемые технические параметры и качество звука — большинству производителей кассетных дек так и не удалось "догнать" даже этот древний аппарат, не говоря уже о более продвинутых представителях серии: 1000ZXL и 1000ZXL Gold Limited. Реально, эти кассетные деки, действительно, целесообразнее сравнивать с катушечными магнитофонами.

Более ранняя модель — Nakamichi 1000, имела параметры практически такие же. Внешние отличия заключаются в том, что калибратор в 1000 II вынесен с задней панели на переднюю.

Конструкция магнитофона хорошо продумана — блок питания находится в экранированном "подвале", ЛПМ и плата управления им, установлены отдельно, в левой части, а вся аудио часть сосредоточена между входными\выходными разъемами и органами регулировок звука в правой части деки. Конструктивно аудио часть выполнена в виде материнской платы со слотами, для обеспечения надежности соединений контакты плат и слотов покрыты золотом. ЛПМ деки двухмоторный, с пассиковым приводом капстанов, имеющих массивные литые маховики.

Nakamichi 1000

Nakamichi 1000 изнутри

Что оказалось непривычным — это рабочее положение кассеты "вверх ногами", как в простых магнитолах — так и тянет перепутать направление перемотки ленты.

Оснащение деки не самое выдающееся, на первый взгляд — сквозной канал, закрытый тракт, но только два типа ленты (Fe и Cr), простой ручной калибратор со встроенным генератором на частоту 400 Гц (калибровка раздельная по каналам и для каждого типа ленты своя), Pitch Control (регулировка скорости, в пределах +\-6%), СШП динамический фильтр, активная система шумопонижения Dolby B, простейшая автоматика, завязанная на счетчик расхода ленты, есть возможность микширования записи с внешнего микрофона. Однако дискретные головки, полноценное сенсорное управление ЛПМ и регулировка азимута записывающей головки, со светодиодной индикацией идеального совпадения с азимутом воспроизводящей, сразу выводят эту деку в разряд эксклюзива по функционалу, также как и ее способность записать на ленту и первого (Fe), и второго типа (Cr) диапазон частот 35 Гц-20000 Гц (реальные цифры на кассетах 80-х, 90-х годов еще лучше).

Дека выпуска 1977 года попала ко мне в идеальном техническом и косметическом состоянии — коллекционный образец, долгие годы хранившийся в оригинальной упаковке, со всей документацией, кассетами и кабелями с лейблом Nakamichi и т.д. Все ролики и пассики установлены новые и оригинальные, износа головок нет, но настройка канала записи-воспроизведения все-таки понадобилась. При наличии сервис мануала в Интернете, это все не так уж и сложно.
Хотелось бы отметить, что частотные характеристики, измеренные на "свежераспечатанных" кассетах 80-х, 90-х годов, оказались заметно лучше, чем указанные в сервис мануале: 30 Гц — 23000 Гц (- 20 дБ, +\- 0 дБ, для лент Fe и Cr). Более низкий уровень собственных шумов и более высокая перегрузочная способность позднее выпущенных лент позволяют, к тому же, улучшить и отношение сигнал\шум тракта записи-воспроизведения. Магнитная лента 70-х годов, на которой и снимались все характеристики, была существенно хуже по всем параметрам.

После проведения всех необходимых процедур настройки и некоторых измерений, очень интересно было посмотреть, на что же способен этот "Динозавр" на реальном музыкальном сигнале:)

Первое же впечатление от прослушивания записи: качество бытового катушечного магнитофона уровня выше среднего, пишущего на 19-й скорости, — очень прозрачное, натуральное и открытое звучание, слышен явный запас по диапазону частот. Не разрушает сцену и локализацию источников звука, тембры музыкальных инструментов и голосов натуральные — это характерно и для многих других топовых моделей Nakamichi, преимущественно, второго поколения, но у 1000 II сохраняемые в записи нюансы еще тоньше, чем у Nakamichi ZX-7, например. Для большинства кассетных дек это вообще непреодолимый рубеж — ни о какой сцене на записи на кассете речь не идет, обычно. Есть исключения, конечно, — некоторые модели от Aurex, например (это из того, что я слышал, есть еще, естественно, но их мало).

К недостаткам Nakamichi 1000 II могу отнести отсутствие опции записи на кассеты позиции "Metal" и слабые возможности деки по калибровке ленты перед записью — встроенный калибратор простенький и не обеспечивает коррекцию АЧХ на высоких частотах. То есть, если кассета новая и хорошая, то запись будет безупречной, но на недорогие или не очень новые кассеты качественную запись сделать может и не получиться. Все эти проблемы решены в следующих моделях с индексом ZXL.

Статья подготовлена по материалам моего обзора на Форуме vegalab.ru. Фото Nakamichi 1000 II мои, остальные взяты с сети Интернет.

С уважением, О. Шаманков (Prophetmaster)