Алфавитная Синтагма Матфея Властаря:

51-е правило святых Апостол говорит: епископ, или пресвитер, или иной из клира не ради подвига и воздержания, но по причине гнушения удаляющийся от брака, и мяса, и вина, "забыв, что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их и что вся добра зело, и таким образом хуля клевещет на создание" Божие, или да исправится, или до будет извержен и удален от Церкви, как противящийся сим правым догматам; если же и мирянин будет так мыслить, должен быть отлучен от Церкви. Ибо ни в чем созданном от Бога нет зла, но вредно злоупотребление сим; а если бы это было причиною зла, то не было бы создано Богом, таким образом клевещущий на творения Божии простирает хулу на Сотворившего.

----------------------<cut>----------------------

1-е правило Гангрского собора предает анафеме того, кто законный брак почитает нечистым и гнушается состоящей в супружестве с мужем честной и целомудренной женой по причине ее совокупления с супругом, как не могущею по сему получить Небесного Царства. Ибо Апостол говорит: честна женитва и ложе не скверно (Евр. 13, 4), и опять: в последние времена отступят нецыи от веры, в лицемерии лжесловесник, сожженных своею совестию, возбраняющих женитися, удалятися от брашен, яже Бог сотвори в снедение (1 Тим. 4, 1-3).

То же самое наказание и четвертое (правило то же собора) простирает, как на гнушающегося честным браком, на того, кто рассуждает и держится мнения, что не должно причащаться от пресвитера женатого, совершившего священную Литургию.

Той же анафеме и 14-е (правило того же собора) повелевает подвергать жену, удаляющуюся от своего мужа, как почитающую брак гнусным. Ибо Апостол говорит: не лишайте себе друг друга, точию по согласию, — и опять: жена своим телом не владеет, но муж (1 Кор. 7, 5 и 4). Если же изберет разлучение по причине стремления к монашеской жизни, не подлежит обвинению.

Тому же наказанию и 9-е правило того же собора предает девствующего и удалившегося от (мирской) жизни по причине гнушения браком, "а не ради самые доброты и святыни девства".

53-е правило святых Апостол говорит: не должно во дни праздников, например, в субботу и в день Господень, или в какой бы то ни было другой [Прав. Апост. 64-е.], воздерживаться, как от гнусного, от вина и мяса, а мыслящий и поступающий так, "яко сожженный в собственной совести и бывающий виною соблазна многим", — если он клирик, должен быть извержен, а если мирянин, должен быть отлучен, за исключением того случая, если кто, постясь в определенные периоды времени, наравне с прочими днями будет соблюдать воздержание в субботу и в день Господень [Добавление из толк. Зонары.].

А 14-е правило собора Анкирского воздерживающимся от мяса ради подвига воздержания повелевает — при собраниях отведывать только и потом не приступать к ядению их, если хотят, но не отказываться от употребления варенных с ними овощей, дабы этим уничтожить всякий предлог соблазна у тех, которые думают, что они воздерживаются от таковых по причине гнушения. Не менее прилично сим вкушать мясо и в те дни, когда некоторые из еретиков по обыкновению постятся, дабы не показаться согласующимися с их мудрованием, а особенно, если живут в городе, значительно зараженном этою болезнию. А если не покорятся правилу, то клириков лишает (правило) священства, а мирян отлучает.

А латинские монахи, воздерживающиеся от мяса, но безразлично вкушающие мясной жир вместе с овощами, не представляются мне заботящимися об исполнении этого правила, ибо, очевидно, делают это не для того, чтобы уничтожить соблазн, но чтобы наполнить чрево.

Великий Василий в 28-м правиле почитает смеха достойным, что некто обещал воздерживаться от свиного мяса; посему и повелевает — обет считать недействительным и иметь безразличное употребление мяса (ибо никое же создание Божие отметно со благодарением приемлемо (1 Тим. 4, 4), и на будущее время воздерживаться от нерассудительных обетов, как достойных смеха.

А в одном из посланий к святому Амфилохию [Послание это составляет собою 86-е правило Св. Василия Великаго по книге правил.] (св. Василий Великий) говорит: "Изрядным енкратитам (воздержникам) на важное их возражение: для чего и мы не все едим, да ответствуется сие": ничего нет удивительного, если воздерживаемся от некоторых снедей, поелику "и извержениями нашими гнушаемся". По достоинству мясо ничем не различается от травного зелья, а в рассуждении пользы, как в зельи отделяем вредное от здорового, так и в мясе различаем вредное от полезного. Ибо и болиголов есть зелье, и мясо ястреба есть мясо: но никто в здравом уме не будет есть белену и не прикоснется к мясу ястреба, разве по великой нужде; посему тот, кто ел, не сделал беззакония.

2-е правило Гангрского собора — тому, кто осуждает употребляющего мясо с благоговением и верою (кроме крови, удавленины и идоложертвенного), "аки бы по причине употребления онаго, не имеющего надежды спасения", определяет анафему.

10-е (чит. 12-е) правило того же собора — мужа, носящего суровую верхнюю одежду и гнушающегося теми, которые употребляют обыкновенную одежду или носят шелковые одеяния с благоговением, а не по причине изнеженности или надменности, предает анафеме.

То же наказание и 5-е правило того же собора налагает на того, кто с пренебрежением относится к дому Божию и гнушается бывающими в нем собраниями: ибо хотя блаженный Павел повелевает молиться на всяком месте, но не с тем, чтобы пренебрегать собраниями и не ходить в храмы.

А 20-е правило того же собора — и тех, кои в надменном мудровании гнушаются совершаемых собраний и служений там, где покоятся останки мучеников, осуждает под анафему.