Русский лубок

Русский лубок

Кто и почему назвал их «лубочными» — не известно. Может потому, что картинки вырезали на липовых досках (а липу тогда называли лубом), может потому, что продавали их в лубяных коробах офени-корабейники, или, если верить московскому преданию, то все пошло с Лубянки – улицы, на которой жили мастера по изготовлению лубков.

----------------------<cut>----------------------

Русский лубок

Богатырь Илья Муромец и Соловей Разбойник. Лубок. (XIX век)

Именно юмористические народные картинки, продаваемые на ярмарках еще в XVII веке вплоть до начала XX -го считались самым массовым видом изобразительного искусства Руси, хотя отношение к ним было несерьезным, так как в высших слоях общества категорически отказывались признавать искусством то, что создавали простолюдины, самоучки, зачастую на серой бумаге, на радость крестьянскому народу. Разумеется, о бережном сохранении лубочных листов тогда мало кто заботился, ведь никому на тот момент в голову не приходило, что дошедшие до наших дней картинки станут истинным достоянием, настоящим шедевром русской народной живописи, в котором воплотились не только народный юмор и история древней Руси, но и природный талант русских художников, истоки живого карикатурного мастерства и красочной литературной иллюстративности.

Лубок – это гравюра, или оттиск, получаемый на бумаге с деревянного клеше. Изначально картинки были черно-белыми и служили для украшения царских палат и боярских хоромов, но позднее их производство стало более массовым и уже цветным. Черно-белые оттиски раскрашивали заячьими лапками женщины под Москвой и Владимиром. Зачастую такие лубочные картинки походили на современную раскраску маленького ребенка, неумелую, торопливую, нелогичную по цвету. Однако среди них встречается очень много картинок, которые ученые считают особо ценными, рассуждая о прирожденном чувстве цвета художников, которое позволяло им создавать совершенно неожиданные, свежие сочетания, недопустимые при тщательной, детальной раскраске, и поэтому неповторимые.

Тематика народных картинок очень разнообразна: она охватывает темы религиозные и нравоучительные, народного эпоса и сказок, исторические и медицинские, обязательно сопровождаемые назидательным или шутливым текстом, повествующие о нраве и быте того времени, содержащие народную мудрость, юмор, а иногда и мастерски замаскированную жестокую политическую сатиру.

Со временем менялась и техника лубка. В 19 веке рисунок стали делать не на дереве, а на металле, что позволяло создавать мастерам более изящные работы. Изменилась и цветовая гамма лубков, став еще ярче и богаче, переходя зачастую в фантастическое, неожиданное буйство цвета. Долгое время лубочные картинки были духовной пищей простого трудового народа, источником знаний и новостей, так как газет было очень мало, а лубок был популярен, дешев и распространялся по всей стране, преодолевая немыслимые расстояния. К концу века лубочное творчество исчерпало себя – появились новые картинки, изготавливаемые на фабриках.

Русский лубок – это творения безымянных народных мастеров. Бурно развиваясь под клеймом бездарности и безвкусицы, отмеченным высокообразованной частью русского общества, сегодня он признан особой ценностью, является предметом собирательства и тщательного изучения многих ученых не только России, но и зарубежных стран, занимая достойное место на стенах музеев изобразительного искусства рядом с работами величайших мастеров прошлого.

Русский лубок

Бова королевич и богатырь Полкан. Лубок. 19 век

Русский лубок

Царь Александр Македонский. Лубок. 19 век

Русский лубок

Славное побоище царя Александра Македонского с Пором, царем индийским. 1-я половина XVIII в

Русский лубок

Еруслан Лазаревич. Лубок. 1890

Русский лубок

Еруслан Лазаревич. Лубок. 1871

Русский лубок

Еруслан Лазаревич. Лубок. 19 век

Русский лубок

Куликовская битва. Лубок. 19 век. Фрагмент

Русский лубок

Ах матки мои вор пришел ко мне во двор (XVIII в.)

Русский лубок

Кот казанский, ум астраханский (XVIII в.)

Русский лубок

Мыши кота погребают недруга своего провожают (XVIII в.)

Русский лубок

Немка едет на старике (XVIII в.)

Русский лубок

Реестр о цветах и мушках (XVIII в.)

Русский лубок

Фарнос-красный нос (XVII в.)

Русский лубок

«Пожалуйста, отдай мне, как не стыдно тебе. Тебе в том потехи, а мне хоть на смехи».
«Изволишь за мной брести, да готов воду нести. Только станови кувшин в печь, да готовь где нам лечь. Недаром ты у меня подпевала, небось, сама в руки ты попала».
С русского лубка XVIII в. Ручная роспись по ткани.

*По материалам одноименной книги Е.И. Иткиной
*Статья Галины Щедриной

Тэги:

Комментарии

    Нет комментариев
комментарии


^ Наверх