Нож - символ своего времени

Вещи, окружающие нас в быту, с давних пор несут определенный символизм, смысловую нагрузку и подтекст, подчас отличающийся у разных групп и меняющий со временем свое значение. Не служит исключением и древнейший инструмент человека — нож.

----------------------<cut>----------------------

Нож - символ своего времени

Его особенностью в современном мире является промежуточное положение — в массовом сознании он одновременно и инструмент, и оружие. Именно это и определило уникальность ножа в системе современных стереотипов и предрассудков.

Сегодня, когда население покупает даже хлеб и колбасу уже нарезанными специальным станком, опыт обращения с ножом у многих сведен к минимуму и ограничен приготовлением пищи. Такая ситуация — идеальная среда для разрастания современных суеверий, ибо о самих ножах и их назначении имеется весьма приблизительное понятие. Оно завуалировано социальными ритуалами и общепринятыми представлениями, с которыми никто не спорит и даже не ставит под сомнение — просто потому, что это не приходит в голову. Занявшись исследованиями таких представлений можно сделать удивительные открытия.
Рассмотрим изменение отношения к ножу в различных историко-культурных формациях и способы его проявления с древности до новейшего времени.
В старых народных поверьях и обычаях нож предстает верным помощником и другом, который одновременно требовал к себе внимания и уважения. Он служил символом свободного и полноправного человека, а также оберегом от нечистой силы.

Так у восточных и западных славян считалось, что брошенный в смерч нож рассеивает его и ранит злого духа «встречника» — беса-вихря. На нем может остаться кровь нечистого. Согласно исследованиям историков древние славяне (Топорков А. Л., «Домашняя утварь в поверьях и обрядах Полесья») нож использовали для защиты младенца, женщины в предродовой или послеродовой период, жениха и невесты во время свадебного обряда. На Волыни для охраны новорожденного от конвульсий мать, ложась спать или выходя из дома, клала нож в колыбель или брала его с собой. Там же баба-повитуха трижды обводила ножом вокруг кумы, когда та несла новорожденного ребенка, чтобы злой дух не мог приступить к младенцу. В колыбель нож клали «чтобы не приступила смерть или злой дух». Особо оберегались таким образом маленькие дети. Иногда мать подкладывала под себя нож при кормлении грудью.

В Дубровицком районе Ровенской области существовал такой обряд: для того, чтобы черт не трогал скотину, требовалось встать до восхода солнца, раздеться, взять под левую руку нож или косу, трижды обежать вокруг хлева и забить их в стену. В Сибири было подмечено, что 'злые духи боятся железа, и нож охотника служил ему не только инструментом, но и оберегом. В Скандинавии считалось, что напугать вредоносного духа может только желтый металл, поэтому детали рукояти и ножен имели латунные элементы.

Нож - символ своего времени

До сих пор суеверные люди кладут на ночь под кровать или матрас нож. Его втыкают в подоконники и вешают над дверью в качестве защиты от воров и недоброго глаза, как это делали в древнем сказании сестры Финиста Ясного Сокола, чтобы защититься от вторжения. И сегодня знахари рекомендуют тем, кому кажется, что рядом обладатель дурного глаза, подержаться за что-нибудь железное. Например, за ножи или кинжалы, которые обладают еще более сильным защитным действием, чем сам металл.

В Белоруссии и Украине широко практиковалось процеживание молока через нож, серп или иголки. Например, в Черниговской области говорили, что если корова доится кровью, то надо лить молоко на клинок, положенный под цедилкой на подойник, этим «ведьме перерезаешь язык».

Вместе с тем в зачастую нож описывается и как одно из орудий колдовства. В некоторых местах считалось, что ведьма может доить чужих коров несмотря ни на какое расстояние, стоит ей только очертить круг на земле с заговором и в центр его воткнуть нож. У моряков считалось, что во время штиля, чтобы вызвать ветер, нужно царапать мачту ножом, причем с той стороны, с которой он необходим.

Нож служил и для превращений. Человек-оборотень, согласно некоторым славянским мифам, становится волком, перевернувшись через воткнутый в гладкий пень или землю один или двенадцать ножей. Через двенадцать ножей должен был перескочить или перевернуться колдун, чтобы в подполе превратиться в медведя. Считалось, что украв их, можно навек запереть его в медвежьей шкуре.

Исследователь народных обрядов Коринфский А. А. описал практику «допроса вихря о зиме», производимого русскими крестьянами 3-го августа. Допрашивавший брал с собой нож и петуха. Как только начинала виться на перекрестке пыльная воронка, гадатель вонзал нож в середину ее, держа в это время кричавшего петуха за голову. Затем производился допрос «летучего духа полуденного». По преданию, вихрь отвечал на задаваемые ему вопросы не хуже сегодняшнего диктора Гидрометцентра, причем намного правдивее.

В Белорусском Полесье, если скотина заблудилась в лесу, хозяин обращался к знахарю с просьбой «засечь» ее. Знахарь шел в лес, находил дерево, больше других покрытое зелеными листьями, поднимал кверху принесенный с собой нож и произносил заговор, в котором просил Велеса «засечь» скотину. Произнося последнее слово заговора, знахарь вбивал клинок в дерево и возвращался домой. На следующий день перед восходом солнца он снова шел в лес и вынимал его из дерева. Если тот оставался чистым, то это означало, что животное не погибло и уже не сойдет с того места, где оно находилось, когда его «засекали», а также что оно защищено от волков.

Нож - символ своего времени

Если вы нашли на улице нож, необходимо подобрать его и взамен бросить монетку, как бы купить — это знак победы, исполнения давних желаний. Во многих национальных традициях находка ножа (независимо от его состояния) сулила удачу.

Однако панибратства нож не прощал. Оставленный без присмотра он мог быть легко использован против владельца: «Не покидай ножа на ночь на столе — лукавый зарежет» (Даль). В Норвегии женам рыбаков запрещалось показывать ножом в сторону моря: это могло сильно навредить мужьям. В Британии полагали, что если в воскресенье получить ранение ножом — рана будет заживать очень долго.

У сборщиков целебных трав категорически запрещалось срезать цветки водяной лилии ножом или иным острым предметом. Полагали, что в таком случае растение истечет кровью. По поверью человек, срезавший кувшинку, обречен видеть тяжелые, кошмарные сны. У славян существовал запрет касаться ножом огня, мол, этим «отрезали огню голову».

Нельзя дарить ножи и прочие острые предметы — к ссоре. В Испании поднесение ножа в подарок говорило о желании разорвать отношения. В европейской традиции сложился целый ритуал безопасного возврата взятого во временное пользование ножа. Его нельзя передавать из рук в руки — один человек сначала клал нож и только потом другой его брал. Возврат складного ножа должен быть произведен в том же виде, что его передача: сложенный подлежит возвращению сложенным, а раскрытый — раскрытым, иначе, мол, добрые отношения перерезаются.

У сибирских и финских охотников до сих пор существует культ личного ножа. Его берегут, его боготворят, ему придумывают даже собственное имя. Отдать собственный нож в чужие руки считается дурной приметой. И ни в коем случае женщине: осквернит тотчас! Порезаться новым клинком — очень плохая примета, он будет хотеть человеческой крови постоянно. Новым бытовым ножом рекомендовалось сперва построгать дерево. Только боевые клинки должны были с самого начала вкусить человеческой крови — в средние века владельцу предписывалось «обновить» его на пленнике или просто нищем бродяге. Поломка ножа во многих культурах воспринимается как предупреждение о катастрофе, порче, а покупка нового, по европейским поверьям, вызывает ревность у старого — он перестает резать и начинает стремительно ржаветь в отместку.

Нож - символ своего времени

В Европе, если мужчине и женщине было суждено разделить одно ложе для исключения нежелательной взаимной близости между ними, в постель между спящими клали нож или меч.

Нож активно участвовал и в ритуале приготовления хлеба. Так в Белоруссии он символизировал труд каравайниц, а на Черниговщине после извлечения теста в пустую дежу втыкали нож. У многих народов его вручение молодому человеку, прошедшему обряд инициации, символизировала новый социальный статус — полноценного члена общины. Во многих других культурах нож или кинжал служил обязательным элементом одежды, выходить без которого на люди было просто неприлично.

О ноже как об оружии можно рассказывать бесконечно. Хочется упомянуть, что нож был предметом обязательного вооружения любого славянского воина. В «Слове о полку Игореве» упоминается, что каждый воин Игоревой дружины был экипирован двумя типами ножей: «швыряльными» — метательными, которые имели утяжеленный конец и носились в специальных кольцах на нагрудных доспехах, и «захалявными» – эти ножи носили в «халяве», голенище сапога, откуда и пошло их название.

Таким образом, играя активную роль в жизни человека, нож сопровождал его с момента рождения до последнего вздоха, а также становился частью не только материального, но и духовного мира.

Нож - символ своего времени

Сегодня для большинства «цивилизованных» людей общение с ножом происходит только на кухне, но и тут рождаются новые приметы. Если упал нож — это означает приход гостя, но только в том случае, если нож воткнулся в пол. Вообще же вариантов толкования этого рядового события великое множество в зависимости от того, куда и как упал нож, в какой день недели и т.п.

Особые отношения между ножом и хлебом за столом. Нельзя передавать кому-либо кусок хлеба на острие ножа — будут неприятности. Отрезав ломоть, не втыкают клинок в каравай — это к голоду. Воткнутый в хлеб без дела нож — кощунство. Исторически у славян хлеб резал глава семьи. Нож между двумя разговаривающими — к вражде, а если нож лежит ребром на столе — к ссоре. Если при заточке ножа его острие указывает на другого человека — тоже к размолвке, мол, нож на него точишь. У Даля мы находим поверье: «Не ешь через нож: усови колют» (будет колотье).

Наличие острых ножей на кухне обычно трактуется как присутствие домовитого и хозяйственного мужчины, а вот тупые ножи — прямое оскорбление навыкам и трудолюбию хозяина дома: «Какие ножи — таков и хозяин». Значение русского термина «тупой» применительно к человеку объяснять не надо, а в американском разговорном языке слово sharp («острый») имеет и значение «проницательный, сообразительный».

В христианстве нож не только ритуальный инструмент жертвоприношения, обрезания и мученичества, но и разрушительный символ. Хотя нож и является атрибутом некоторых христианских святых мучеников, но чаще всего он выступает в качестве орудия пыток. Святого Варфоломея всегда изображали с большим ножом особой формы и иногда с куском человеческой кожи, перекинутым через плечо, поскольку, согласно легенде, его освежевали заживо. Святому Петру Мартиру также присвоен в качестве атрибута нож, как орудие, которым его мучили: он либо держит нож в руке, либо нож пронзает его голову. Святому Василиду разрезали живот ножом, ножом произвели усекновение главы Иоанна Крестителя. Православные иерархи с недоумением указывают на крайности, довольно странные на их взгляд, до которых доходят некоторые верующие. Например, по общенародному верованию, в день Иоанна Крестителя грешно брать в руки нож, или если срубить им качан капусты, то на ней покажется кровь. Очевидно, что в этом случае верующий вспоминает обстоятельства смерти Иоанна Крестителя и, в частности, орудие самой казни — нож, который, по их мнению, пролил невинную кровь.

Объясняется этот образ популярностью ножа, как орудия казни, на Ближнем Востоке. До сих пор на Балканах и Кавказе, а также в ряде мусульманских стран перерезание ножом горла с последующим отсечением головы является популярным видом приведения смертного приговора в исполнение. Им же производят ампутации конечностей в наказание у преступников. Так в совсем недавнем прошлом согласно постановлению руководства афганского движения «Талибан» воровство наказывалось ампутацией рук или ног.

Нож - символ своего времени

Впрочем, и христианам приглянулась идея превращения ножа в орудие палача. Так в Европе при четвертовании, если лошади не смогли разорвать несчастного, то палач делал разрезы ножом на каждом сочленении, чтобы ускорить казнь. Если «меч правосудия» (меч палача) имел ножны (что было далеко не всегда), то к ним прилагались дополнительные отделения для ножей, служивших инструментом для таких способов казни. Во Франции им сдирали кожу с прелюбодеев и уличенных в некорректном переводе библии. Впрочем, сдирание кожи с живого человека издавна практиковалось и на Ближнем Востоке, и в Риме, и в Китае, да и России. Скальпирование ножом применяли не только североамериканские индейцы — в средневековой Германии для наказания фальшивомонетчиков но Любекскому праву применялось снятие волос с головы вместе с кожей. Известна и другая варварская казнь — постепенное отрезание ножом от тела еще живого человека небольших кусочков плоти. Исследователи истории «партизанского движения ОУН» в Западной Украине отмечают, что распространенным способом казни еврея было его убийство именно ножом.

Таким образом, после принятия христианства в Европе нож под влиянием религиозных воззрений стал представлять собой инверсию символа меча. Он ассоциируется с местью и смертью, а также с жертвой. Короткий клинок ножа в обывательском сознании олицетворяет присутствие примитивных инстинктивных сил в том, кто им вооружен, тогда как длинный клинок меча представляет духовную мощь и благородство его владельца.

Конечно, такое восприятие ножа обусловлено не столько мифологическо-религиозной подоплекой, сколько широким применением ножа преступными элементами. Именно многофункциональность ножа в сочетании с низкой ценой заставило обратить на него внимание как на оружие с началом урбанизации и в свете последовавших за этим ограничений на ношение оружия в черте города. Так уже в Венеции XV века среди бомбардиров получили распространение фусети — кинжалы с цифровой шкалой, отража-ющей величины калибров. Шкала, во многих случаях, наносилась совершенно произвольно, так как ее подлинным назначением было выдать за артприбор оружие, ношение которого в городе к тому времени было запрещено. Ненависть и боязнь рядового обывателя персонифицировалась в ноже, что объясняется весьма просто: это было средство разборок самого низкого пошиба — семейных распрей и пьяной застольной поножовщины. А уж к уличной преступности — грабежам, насилию и убийствам, — обыватель тем более питал самое негативное отношение, чем издавна успешно пользовались правоохранительные органы, оформившие обывательские страхи в виде законодательных актов, преследующих определенные типы ножей, дабы доказать тем самым высокую эффектив-ность проводимых ими профилактических мероприятий.

Вспоминается практика древнегреческих жертвоприношений. Жрец, закалывавший быка во время афинского праздника Буфонии (а бык у греков символизировал самого Зевса), немедленно бросал нож и убегал из города. Граждане долго «искали» виновного и, в конце концов, наказывали за убийство… нож — топили его в море. Знакомая картина — вот он виновник: ножик, гадкий и нехороший...

Нож - символ своего времени

Перед законодательными и правоохранительными структурами сразу встала задача — где тот водораздел, который отличает нож как оружие от ножа, как инструмента. Для начала ввели функциональные признаки. В перечень оружия сразу попали все клинки, что когда-либо использовались в качестве оружия — ножи толчкового типа, боуи, ножи-кастеты и т.п.

Характерно, что каждый очередной виток ограничений следовал за волнами социальной нестабильности. Так всплеск насилия в бассейне реки Миссисипи второй четверти ХIХ-го века вызвал запрет в некоторых американских штатах на кинжалы с оригинальным названием «арканзасские зубочистки» и боуи; прогерманские выступления, связанные со вступлением в Первую Мировую войну США — запрет на скрытное ношение кинжалов и дирков, «обострение классовой борьбы» и последовавшие за этим репрессии 30-х годов в СССР — запрет на кинжалы и финские ножи, а социальная и политическая нестабильность первой половины 90-х привела к запрету на метательные ножи и… бумеранги. Видимо, авторам этого закона пришлось хорошо поднапрячься — предшественники уже славно потрудились на ниве запретов ножей и придумать нечто новое и оригинальное было крайне непросто.

Расширение категории «оружие» производилось за счет «типичных» признаков, также формируемых статистикой и общественным мнением. В США и Великобритании обоюдоострые клинки классифицировались как оружие еще с XIX века. На Апеннинском полуострове принятие законов, связанных с именем Джолитти, запрещающих ножи с заостренными концами, вызвало к жизни специфический дизайн клинков. Клинкам моделей, известных в Тоскании под названием Mozetta придавалась форма, похожая на опасные бритвы, дабы таким образом дистанцироваться от понятия «оружие».

Нож - символ своего времени

Далее в дело шли уже габариты — длина и толщина клинка. Так сегодня североамериканский обыватель в своих пристрастиях к носимым моделям вынужден ограничиваться только моделями, имеющими длину клинка до трех с половиной дюймов, а в штате Калифорния (США) можно заработать немало проблем, нося нескладной или складной нож с фиксатором клинка длиной более двух с половиной дюймов. Периодически перечень расширялся за счет «криминальных» ножей. Так в США под искусственно раздуваемую СМИ шумиху о подростковой и иммигрантской преступности в 1958 под запрет попали автоматические ножи, За «выкидухами» последовали ножи, работающие сходным образом — инерционные и гравитационные. В конечном итоге были запрещены и такие модели, открытие которых подобным образом требовало определенного навыка — например «бабочки» в середине 80-х. В той же печально известной Калифорнии уже зафиксированы попытки запретить складные модели, раскрываемые одной рукой за счет специально выполненного приспособления на клинке: диск, отверстие или штифт. В отечественной криминалистической практике даже факт кустарного изготовления ножа может квалифицироваться как признак «криминального» оружия. Что делать — частное предпринимательство до недавнего времени само по себе было преступлением, так что отношение к самодельному ножу в Советском Союзе в принципе не могло быть иным. Кроме того, у нас не стесняются заимствовать «передовой зарубежный опыт». Так ограничение на длину клинка автоматических ножей объясняется крайне просто: какой-то отечественный «эксперт», не мудрствуя лукаво, перевел в миллиметры вышеуказанные американские дюймы.

До сих пор в криминалистической классификации холодного оружия господствует все тот же символизм — запреты по функциональному назначению («боевое холодное оружие») и типичным признакам (автоматическое извлечение клинка при определенной его длине, обоюдоострый клинок, ограничитель и пр.). В советском законодательстве второй половины XX века был сделан «прорыв» — признаком вооруженности вообще рассматривалось наличие любых ножей, независимо от типа и размера. Какие-то наукообразные попытки разделить оружие и инструмент были предприняты достаточно поздно, да и они не получили особого развития в силу их крайней условности и субъективности, так что сегодня оценку «оружие — не оружие» для следователя и суда формулирует экспертиза на собственное усмотрение. Мировая практика говорит о том, что экспертные оценки должны даваться независимыми инстанциями. Опыт европейских и североамериканских стран свидетельствует о том, что общие параметры, отделяющие хозяйственные ножи от холодного оружия вполне могут быть прописаны в законодательстве, а экспертные оценки «оружие — не оружие» для решения вопроса о возможности изготовления и реализации населению необходимо передать в ведение соответствующего органа.

Нож - символ своего времени

Как указывали еще в 1963 г. специалисты по судебной «в криминалистике научные основы экспертизы холодного оружия отсутствуют». К сожалению, с тех пор практически ничего не изменилось. Более того, прессинг со стороны государства нарастает. А в это время до 90% преступлений с применением ножей сегодня совершаются «хозяйственно-бытовым» поварскими и кухонными инструментом. В ходе обыска, произведенного у серийного убицы Чикатило, были обнаружены три десятка поварских ножей, которые тот хранил как память о своих жертвах. В Великобритании, где уже давно запрещено ношение всего, что даже весьма отдаленно напоминает нож, преступники лихо орудуют линолеумными резаками, которые и ножами то назвать сложно. И чиновники туманного Альбиона, вместо решения социальных проблем и действенной профилактики правонарушений вновь идут старой, протоптанной еще древними греками, дорогой, вынося законопроекты о запрещении ношения маркерных резаков и введении обязательной регистрации лиц, приобретающих кухонную утварь для дома. Маразм такого рода законодательных актов не укрылся от парламентариев, которые завернули «нововведения». Навсегда ли? Еще пара громких убийств типа дела Оу Джей Симпсона, уложившего филейным ножом супругу и ее приятеля, еще пара пойманных с кухонными ножами маньяков — глядишь, и впрямь придется регистрировать в местных органах охраны правопорядка кухонную коллекцию жены и покупать для нее сейф. В строгом соответствии с буквой Закона. Самое грустное, что даже это не решит социальных проблем, так как в очередной раз борьба с причинами превращается в борьбу со следствиями. Опыт тюрем показывает, что при необходимости в качестве оружия могут выступать и ложки, и сварочные электроды, и большие гвозди.
Можно, конечно, запретить и их. Как известно, в ходе эволюции человек утерял мощные клыки и сильные когти, но приобрел развитые навыки в использовании орудий труда, одним из которых является и нож.

Промывание мозгов также исходит с голубых телеэкранов. Если вы смотрите боевик с середины и видите драку, в которой один из бойцов вооружен ножом — можете смело ставить на его оппонента: это наверняка положительный герой. Даже если в ходе драки он завладеет ножом злодея то непременно отбросит его в сторону с брезгливой гримасой, после чего руками и ногами выбьет дух из негодяя. Положительный герой, вооруженный ножом — явление сверхредкое: кроме пары фильмов про приключения на природе вспомнить некого. Зато злодей с «выкидухой» или кинжалом — постоянный персонаж, который «прописался» в боевиках. Подсознательные представления о вооружении преступного мира иллюстраторов дешевых книжонок в мягких переплетах можно изучать по их творениям: огромный, нефункциональный тесак или кинжал, украшенный мощной крестовиной, с непременными следами крови на нем. Излишне говорить о том, что серьезные преступники на самом деле предпочитают холодному оружию нечто нарезное, короткоствольное и автоматическое — то, что в оружейных магазинах не продается. Мелкая же уличная шпана любит брать количеством и «домашними заготовками», не требующими высоких затрат и моментально сбрасываемыми при первой же опасности: обрезками труб, цепями и палками. Таким образом, прекрасно знающие законодательство преступники давно отказались от ножа как оружия, сделав выбор в пользу недорого огнестрела или «недооружия» вроде газовых баллончиков в сочетании с «подручными средствами» типа ботинок со стальным носком. А неумолимая Фемида продолжает, по инерции, карать за ношение «холодного оружия» — хозяйственных складных ножиков и т.п.

Апофеозом профанации самой идеи ножа стали многочисленные версии «ножей выживания», предлагаемые на полном серьезе как предмет экипировки силовых структур. Еще можно понять кинематографиста, вооружающего своего героя гибридом лома, пилы, топора и лопаты — каждый зарабатывает на хлеб в меру своих скромных сил и знаний. Но вот профессионального разработчика армейского снаряжения такие ножевые мутанты просто дискредитируют как специалиста.

Иные, наоборот, ностальгируя по «старому доброму времени», предлагают вернуть в армию национальные модели, владение которыми предусматривает развитые навыки пользователя. И в чьи руки их предлагают вручать? В руки призывников, которым до армии государство доверяет подержаться разве что за пластиковые зубчатые ножики из одноразовых столовых приборов.

Нож - символ своего времени

Возможно, кому-то покажется, что тут чересчур сгущены краски. Отнюдь — даже специалисты по рукопашному бою, которым есть что предложить и силовым структурам для выполнения стоящих перед ними задач, и гражданам, в плане реализации декларированного права на самозащиту, делают это украдкой, как бы стыдясь и извиняясь. Об отношении к ножу представителей т.н. «традиционных боевых искусств» и говорить не хочется — подавляющее их большинство рассматривают эти самые «боевые искусства» как ритуальный поединок двух босоногих джентльменов в экзотичной одежде, в котором ножу, этому «отвратительному оружию уголовника», вообще не место.

Так каким же путем сегодня надлежит идти любителям и популяризаторам ножей? Заменять болезненно мнительным кухонные ножи на одноразовые пластиковые — жестоко, а говорить сторонникам ужесточения законодательных мер оборота холодного оружия что у них мания преследования — грубо. Верхом политкорректности считается необходимость прятать складные ножи, официально признанные хозяйственно-бытовыми, поглубже в карманы, дабы не пугать слабонервных обывателей и не привлекать внимание досужих сотрудников патрульно-постовой службы. Увы — путь таких «компромиссов» ведет в тупик. «Ах, он ЭТО прячет, значит рыльце его в пушку» — вот их реакция по этому поводу. Думается, что следует широко вести наглядную агитацию и разъяснительную работу, особенно среди молодежи. Нож в общественном сознании снова должен стать символом свободного человека, его надежным другом и помощником. Да, это налагает и определенные требования на их носителей в части поведения, культуры общения, знания законов и т.д., — но только тогда граждане со временем осознают, что не надо бояться человека с ножом.

Статьи по теме:
Нож — символ своего времени
Ножи в Древней Руси
Славянские обереги