Природа славянского мифа

Мифологические представления древних славян — настоящий кладезь мудрости наших предков. Это не только дохристианские божества, но также представления о космосе и земле, о природе и ее законах, о жизни зверей и птиц, о человеческой судьбе, домашнем очаге, его устройстве, об украшениях, об одежде, утвари, воинском искусстве. Славянская мифология — отражение знаний, выработанных столетиями, а быть может, и тысячелетиями человеческой практики"

----------------------<cut>----------------------

В детстве именно со сказок, мифов и былин начинается жизнь и осознание мира. Нет выше духовных ценностей, созданных человеком, чем мифы и сказки. Вечное любопытство и стремление к знаниям породило мифическую систему "иносказания в лицах".

Славянские мифологические тексты не сохранились, религиозно-мифологическая рукопись язычества была разрушена в период христианизации славян. Сегодня возможна только их реконструкция, постепенное восстановление через фольклор (хорошо сохранившийся, особенно на бытовом уровне, благодаря крепким законам родов), через мифологию греков (большую часть основ которой они заимствовали у северных славян), через мифологию индийцев, иранцев, германцев, сильную мифологию балтийских славян и скандинавов. Южные славяне почти полностью утратили сведения о былом, уж слишком много у них соседей, повлиявших на их мировоззрение: Греция, Византия, азиатские страны. Общение южных славян отличается своей бойкостью и быстрым преобразованием. Северные и сибирские народы склонны к хранению глубинных истоков. Мы с вами, да и будущее поколение, должны быть благодарны отзывам- записям древних путешественников-ученых: Геродоту из Греции, мудрецу Заратустре, о котором греческие писатели писали как о мудреце-маге, Прокопию Кесарийскому за описание наших верований, мифологии, образа жизни, Нестору — автору первоначальной русской летописи "Повесть временных лет".

Мифология — это образы народной фантазии, порожденные опытом через реальный мир, через накопления знаний предков и воплощенные в символы, мифические существа. И тот, кто способен чувствовать эту форму познания мира, быстрее придет к истине. Жрецы создали целый комплекс мифов, основными функциями которых являются объяснительная и научитель-ная.

Природа славянского мифа

Н. Рерих. Идолы

Современная мифология выделяет из этого конгломерата несколько основных групп. Первая — космогония, мифы о происхождении космоса, вселенной. Сюда вплетаются и астральные мифы, то есть предания о небесных светилах.

Это взаимопроникновение дополняется теогониями — мифами о происхождении богов. Следующие по значению мифы — это антропогонии, или мифы о происхождении человека. С мифами, объясняющими происхождение людей, напрямую связаны предания о происхождении культурных благ, которые были получены людьми от богов. Эти мифы имеют ярко выраженный социальный подтекст так же, как и предания о героях. Существует и масса других мифов, связанных с объяснением этих сторон жизни древнего общества.

"Древним славянам, так же как и другим народам, было свойственно космическое мировоззрение", которое сильно отличалось от современного материалистического. Человек знал, что его жизнь зависит от природы, поэтому чувство меры, самоограничения, любовь к большому и малому в природе было развито несоизмеримо сильнее.

В мифологии можно выделить несколько уровней. Высший уровень — представление о Вселенной, Земле, сути человека в образе Богов, сотворивших и оберегавших мир, земные задачи и человека как помощника-созидателя. О Роде, Ладе, Свароге, Велесе, Семаргле, Перуне, Макоши пойдет подробная беседа далее.

В римской и греческой мифологии божества вмешиваются в жизнь людей, интригуют их, обладают смертными женщинами, от которых рождаются полубоги — Герои. В славянском сонме Богов происходит вращение Кола Времен, то есть смена сезонов. Божества наблюдали за правильностью этих смен, и славянин старался совпадать духом и телом с законами Кола — Солнца — Природы.

К более низкому уровню можно отнести божества, связанные с хозяйственными циклами и сезонными обрядами и судьбоносными явлениями в жизни человека: Доля-Недоля, Чур, Услад, Радегаст — божество бранной славы, Сильнобог — бог силы и гармоничного тела, Лель, отвечающий за изначальную любовь между парнем и девицей, Морена — смерть. Жива — юность, красота, плодоносная сила.

Все эти образы ярко и выразительно отражают возможные и почти невозможные свойства человека.

К низшей мифологии относятся духи — воображение, чувства, энергетика, воплощенная через образы, которые находятся постоянно рядом с человеком на земном уровне: от дома до леса, от бани до реки, от города до поля.

Хранители и разрушители этих мест — домовой и леший, водяной и русалки, мары и лихорадки. Злые или добрые духи — явления, которые были в жизни Человека всегда, только представляли их и общались с ними в прошлом на уровне образов. И методы общения с этими явлениями сегодня вполне расшифровываются и совпадают с научными.

На уровне мифологии выстраивалась и история благодаря героям мифологического эпоса. Генеалогические герои передают лучшие черты и способности славян. Известны следующие герои: Кий, Щек, Хорив — у восточных славян, Чек Лях и Крак — у западных. Противниками этих героев в мифологии становятся огненные Змеи — символы врага, тоже знающего силы природы, но неблагоприятного для человека (вспомним три головы с бушующим огнем и водой). Через эти сравнения в мифологии можно догадаться об огромной силе человеческой — его влиянии на стихии. Через любовь стихии становятся друзьями, через хитрость и предательство злом. (Вспомним Илью Муромца и Соловья-разбойника или Ивана — крестьянского сына — человека от рода изначально доброго, и Змея Горыныча, имевшего возможности творить зло, но не имевшего гармонии со всем миром сразу).

Жизненный опыт человечества (через реальные факты и результаты) был вынужден поделить животный и растительный мир на светлые и темные образы. По опыту жизни и мы знаем, что травы могут быть добрыми и злыми, и даже такими, которые могут их помирить между собой. Животные — уже разумные существа, и сними можно договориться. По сказкам и былинам человек превращает животного во врага или друга. (Волк — символ зла, но и символ преданнейшего существа. Вспомните дружбу Ивана Царевича и загадочного Волка). Волк — преданная собака — символ Семаргла, покровителя брачного союза.

Термин "низшая мифология" впервые введен немецким этнографом В. Маннгардтом (Г.С. Белякова "Сл. мифология", М., 1995, стр. 236).

Через мифологию нам дано с детства познать течение жизни: через яйцо, древо, на котором оно хранится, цвет и плоды жизни для нас — образ яблони; кедр, сосна, дуб — силы космические, вечные; береза — любовь, свет; рябина — огонь. Голубь, сокол, соловей — светлые птицы. Коршун, ворон — черные символы зла. И не только внешний вид этих явлений природы подсказал человеку в распределении, но и суть их поведения и общения с человеком (голубь и воробей любят селиться рядом с человеком, а ворон появляется только на добычу или в глухомани). Так, в мифологии появился естественным путем еще целый раздел — мир противопоставлений: жизнь и смерть, счастье-несчастье, чет-нечет, правый-левый, женский — мужской, небо-земля, огонь-вода, юг-север, тепло-холод, зима-лето, белый — черный, правда-кривда.

Мудрые бабушки и дедушки и в наше время начинают давать знание именно через сказку, былину, песенку, ибо чувствуют, что там не может быть неправды. Зашифрованная истина через земные терни и, конечно, могла дойти до нас только в таком безобидном, доходчивом варианте.

А теперь настала пора погружения в мифологические тайны предков. Хорошо бы не растерять способность самому слышать, видеть, понимать Природу, а не познавать ее через телевидение и другие информационные средства. Нужно бороться за чистоту знаний. С уверенностью можно начинать этот путь с подлинных документов — мифологии. Умейте выйти на путь этой формы понимания мира. Это путь Пра-ви — светлой жизни.

Мифологическое мышление расчленяется на логику и интуицию и представляет собой неразрывное логико-интуитивное единство. Мифология — это древнейший способ постижения действительности, который не только объяснял существующий порядок вещей, но и обозначал для человека способ жизни в этом мире.

Мифы утверждают и передают системы ценностей и нормы, а главное — смысл поведения, принятого человеком изначально.

Статьи по теме:
Природа славянского мифа
Чем являлась Любовь для Ведического славянина
Славянские футболки