Борис Леонидович Пастернак - Собрание произведений

 Борис Леонидович  Пастернак - Собрание произведений

Автор: Пастернак Борис Леонидович (Лауреат Нобелевской премии по литературе 1958)
Жанр: Проза, Поэзия
Формат: FB2, RTF, PDF
Качество: OCR без ошибок

Об авторе:
Борис Леонидович Пастернак, ”талант исключительного своеобразия”, как сказал о нём М. Горький, внёс незаменимый вклад в русскую поэзию советской эпохи и мировую поэзию ХХ века. Высокое мастерство и неповторимая тональность стихов выдвинули Пастернака на одно из первых мест в мощном поэтическом движении 1910 – 1920–х годов на стыке исторических эпох, и обеспечили ему очевидную репутацию в поэзии последующих десятилетий......

----------------------<cut>----------------------

Однако эти две стороны – мастерство и тональность, поэтики и пафос – далеко не всеми и не всегда воспринимались в единстве. Для многих современников они располагались, вступали в противоречие, да и внутри каждой из них виделся свой запутанный узел. Главной причиной тому была сложность поэтического строя Пастернака, “непонятность” его стихов: форма их многим, в частности Горькому, казалась не в меру субъективной, самодовлеющей, в ущерб содержанию или в отрыв от него. Поэзия Пастернака долгое время была предметом споров и разноречивых, зачастую резко осудительных оценок.

Бори́с Леони́дович Пастерна́к; 29 января (10 февраля) 1890 (Москва, Переделкино) — русский поэт и писатель еврейского происхождения, лауреат Нобелевской премии по литературе (1958).

Родился в Москве в семье академика живописи Л.О. Пастернака и Р. И. Пастернак (урожденной Кауфман), до замужества бывшей профессором Одесского отделения Императорского русского музыкального общества. Наиболее важными для духовного становления будущего поэта явились три события: приобщение к христианству, увлечение музыкой и философией. Родители исповедовали Ветхий Завет, а русская няня тайком от них водила мальчика в православную церковь. Первое творческое увлечение Пастернака, наряду с рисованием,- музыка. Но, получив признание А. Скрябина, юноша порвал с музыкальным сочинительством. По окончании гимназии (1906) учился в Московском университете; с юридического факультета перешел на историко-филологический (окончил в 1913 г.). Здесь под руководством Г. Г. Шпета Пастернак знакомится с феноменологией Э. Гуссерля, а в апреле 1912 г. на скудные средства родителей отправляется в Марбург для обучения у главы неокантианцев Германа Когена. Там он получает возможность продолжать карьеру профессионального философа, но прекращает занятия философией и возвращается на родину. "Прощай, философия"- эти слова из автобиографической повести Пастернака "Охранная грамота" (1931) теперь значатся на мемориальной доске дома в Марбурге, где некогда проживал безвестный студент, ставший всемирно почитаемым классиком.

В печати Пастернак впервые выступил в альманахе "Лирика" (1913; 5 стихотворений), затем появились его книги стихов "Близнец в тучах" (1914) и "Поверх барьеров" (1917). Возвратившись к этим стихам, многое исключив и переработав, добавив появившиеся затем в периодике, поэт выпустил через двенадцать лет новый сборник — "Поверх барьеров. Стихи разных лет" (1929) — своего рода расчет с прошлым. Настоящим своим поэтическим рождением Пастернак считал лето 1917 г. — время создания книги "Сестра моя — жизнь" (вышла из печати в 1922 г.). До того Пастернак в 1913 г. в литературном кружке "Мусагет" прочитал доклад "Символизм и бессмертие", где уже проступала программа нового, постсимволистского сознания.

 Борис Леонидович  Пастернак - Собрание произведений

Рубеж 1920-1930-х гг. сказался в эволюции Пастернак мучительной напряженностью. После завершения поэмы "Высокая болезнь" (1923-1928) Пастернак завершает роман в стихах "Спекторский" — о судьбе русского интеллигента, "которого должно вернуть истории" (1931, начат в 1925).В 1929 г. он публикует "Повесть" с одноименным героем стихотворного романа, которую считал первой частью будущей эпопеи и замысел которой
восходил к 1918 г. В промежутках он опубликовал несколько прозаических
произведений: "Аппелесова черта" (1918), "Письма из Тулы", "Детство Люверс" (оба-1922), "Воздушные пути" (1924). Однако проза Пастернака, опубликованная при его жизни, не вызвала признания современников. Зато его лирика обретала все большую известность. На I съезде писателей СССР Н. Бухарин даже противопоставил ее поэзии Маяковского как "отжившей агитке".

Тому были основания, хотя сам Пастернак решительно противился возведению его на "литературный трон". В книга 1932 г. вышла лирики Пастернака "Второе рождение".

Естественно, что в годы Великой Отечественной войны Пастернак не мог отрешить себя от судьбы России. В первые месяцы сражений он пишет патриотические стихотворения: "Страшная сказка", "Бобыль", "Застава", в дальнейшем -"Смерть сапера", "Победитель" и другие. После эвакуации в Чистополь в октябре 1941 г. и по возвращении в Москву в августе 1943 г. с бригадой писателей уезжает на Брянский фронт.

Зимой 1945/46 г. Пастернак начал реализацию своего главного замысла — романа "Доктор Живаго" (предварительное название — "Мальчики и девочки"). В эти годы и позже активно занимается переводами трагедий Шекспира, "Фауста" Гете, грузинских лириков.

 Борис Леонидович  Пастернак - Собрание произведений

1950-е годы стали для писателя временем тяжелых испытаний. Предложенный для публикации журналу "Новый мир" роман "Доктор Живаго" был отвергнут редакцией. После издания его за рубежом (1957) и присуждения автору Нобелевской премии (1958) началась травля писателя как в официально-литературных, так и в политических кругах вплоть до требования выдворения его за пределы страны. Вне России Пастернак себя не мыслил, что и побудило его отказаться от Нобелевской премии. После перенесенного инфаркта поэт умер, по заключению медицинских экспертов, от рака легких. Похоронен в поселке Переделкино Московской области

 Борис Леонидович  Пастернак - Собрание произведений

 Борис Леонидович  Пастернак - Собрание произведений

Список книг

КЛАССИЧЕСКАЯ ПРОЗА
1. Апеллесова черта
2. Воздушные пути
3. Детство Люверс
4. Доктор Живаго
5. Охранная грамота
6. Письма из Тулы
7. Темы и вариации
8. Шопен

ПОЭЗИЯ
1. Сестра моя, жизнь
2. Стихотворения и поэмы
3. Стихотворения Юрия Живаго

Необходимо зарегистрироваться чтобы прочитать текст или скачать файлы

Тэги: Пастернак

Комментарии

  1. Когда-то тут был комментарий

  2. Когда-то тут был комментарий

  3. Когда-то тут был комментарий

  4. Рейтинг: 1+
    bypassing «» 22 июля 2010, 21:19 #

    Как-бы это... помягче выразиться... Не нравится мне третьесортный поэт Пастернак с явно женским, мозгозакручивающим, стихотворным слогом. Не нравится мне писатель Пастернак, сочинивший такое дерьмо, как "Доктор Живаго"...
    В то же время — я с огромным удовольствием читаю Шекспира и Гёте, переведённых ГЕНИАЛЬНЫМ переводчиком Борисом Пастернаком! Вот такой компот получается...

    "Что мне природа! Чем она не будь,
    Но — чёрт её соавтор. Вот в чём суть!

    Гёте, "Фауст". Перевод Б. Пастернака.

    • Рейтинг: 0+
      kuka «» 22 июля 2010, 22:53 #

      Тебе должна нравиться Ахматова и не нравиться Цветаева. Да?

      • Рейтинг: 0+
        bypassing «» 22 июля 2010, 23:17 #

        Верно наполовину! Мне не нравятся ни та, ни другая. Из женщин (с оговорками) признаю военную поэзию Ольги Бергольц. И ещё — Агния Барто!

        • Рейтинг: 0+
          kuka «» 23 июля 2010, 17:47 #

          Ну, блин, сравнил — Агния Барто! Петрарка с его Лаурой нервно курит в стороне.

  5. Рейтинг: 1+
    kuka «» 22 июля 2010, 15:45 #

    Каждому — свое. Кому по душе литература, кому — сплетни злобствующих посредственностей.

    ЗИМНЯЯ НОЧЬ

    Мело, мело по всей земле
    Во все пределы.
    Свеча горела на столе,
    Свеча горела.

    Как летом роем мошкара
    Летит на пламя,
    Слетались хлопья со двора
    К оконной раме.

    Метель лепила на стекле
    Кружки и стрелы.
    Свеча горела на столе,
    Свеча горела.

    На озаренный потолок
    Ложились тени,
    Скрещенья рук, скрещенья ног,
    Судьбы скрещенья.

    И падали два башмачка
    Со стуком на пол.
    И воск слезами с ночника
    На платье капал.

    И все терялось в снежной мгле
    Седой и белой.
    Свеча горела на столе,
    Свеча горела.

    На свечку дуло из угла,
    И жар соблазна
    Вздымал, как ангел, два крыла
    Крестообразно.

    Мело весь месяц в феврале,
    И то и дело
    Свеча горела на столе,
    Свеча горела.

    Верлен, Поль Хандра

    И в сердце растрава,
    И дождик с утра.
    Откуда бы, право,
    Такая хандра?

    О дождик желанный,
    Твой шорох — предлог
    Душе бесталанной
    Всплакнуть под шумок.

    Откуда ж кручина
    И сердца вдовство?
    Хандра без причины
    И ни от чего.

    Хандра ниоткуда,
    Но та и хандра,
    Когда не от худа
    И не от добра.

    Перевод Б. Пастернака

    По вкусу если труд был мой
    Кому нибудь из вас,
    Пусть буду скрыт я темнотой,
    Что к вам придет в свой час,
    И, память обо мне храня
    Один короткий миг,
    Расспрашивайте про меня
    Лишь у моих же книг.

    Р.Киплинг

    • Рейтинг: 1+
      bypassing «» 22 июля 2010, 22:32 #

      Поэзия — суть состояние души. Каждый человек — это отдельная Вселенная. И у каждого — своя поэзия... А про злобствующих посредственностей — это лишнее, мелкое. От "белого" до "чёрного" — безграничное количество оттенков серого.

      • Рейтинг: 0+
        kuka «» 22 июля 2010, 22:48 #

        Я про приведенные отрывки. Авторы этих текстов, без сомнения, относятся к злобствующим посредственностям. Вместо профессионального разбора литературного наследия, пытаются найти грязное белье. Я даже не знаю, к какому цвету относить подобных субчиков.

        • Рейтинг: 0+
          bypassing «» 22 июля 2010, 23:14 #

          Kuka, уважаемый, не подумайте чего плохого. Тем более, я не пытаюсь Вас поучать. Просто хотелось-бы, как-то ПО-ПЛАВНЕЕ, что-ли...

          • Рейтинг: 0+
            kuka «» 23 июля 2010, 18:01 #

            Так чего плавнее-то? Произведения творца говорят о нем, как о творце. Остальное — мутная пена.

            Косвенно признание творца выражается в появлении стихийных пародий.

            Тянули сеть по всей земле
            Во все пределы.
            Свитчи горели на столе,
            Свитчи горели.

        • Рейтинг: 0+
          caivad «» 23 июля 2010, 00:05 #

          1) Вообще-то многие люди, которых вы высокомерно нарицаете "злобствующими посредственностями" куда добрее и терпимее заносчивых и самовлюблённых эгоистов, мнящих себя великими. Да и талантов у них, может оказаться, куда больше, чем в больном воображении таких обиженно кричащих своё "фи!"...
          2) Теперь конкретнее о самом Пастернаке. Его поэзия лично мне НЕ нравится. Ни слог, ни образы, ни манера. Нет чистоты. Поэзию нельзя разбирать физическими, всем доступными методами (замерить напряжение, прогнать тесты...). Это эмоции, идивидуальные для каждого. У меня эти стихи вызывают ощущение некоей липкости и приторности. Нет лёгкости и изящества, присущих Пушкину, Лермонтову... Т.е. гигантов поэзии.
          3) По поводу приведённых ниже фактов. Именно ФАКТОВ, которые, при всех тщетных потугах, нельзя списать на "злобствования" и, таким образом, обойти и пренебречь.
          Приведу аналогию. На мусорной куче (и только там!) растёт беладонна. Как бы соблазнительны ни были её цветы или ягоды, разумные люди избегают её и остерегают детей, зная, что ничего, кроме дурмана и отравы от этого растения не получишь.
          (Разве что уже только навороченными научными методами. Что мы здесь, собственно, и делаем. Ведь и Пастернакам найдется место: их можно использовать как пособие в кунст-камере, чтобы люди знали и учились уму-разуму, не сбиваясь с толку, не принимая пидорское дерьмо за ценности.)

          • Рейтинг: 0+
            kuka «» 23 июля 2010, 17:58 #

            1. О, да, я это сразу почувствовал по карме — раньше была +28, сейчас — -5. Оценил талант. Прёт во все стороны, только успевай уворачиваться. А тех, кого я "нарицаю" лишь потенциально вроде бы обладают талантами — сами же сомневаетесь — "может оказаться". Да-да, в курсе — их зажимают всякие кричащие в больном воображении свое "фи". Прямо вижу, как бедного Иванова, который писал значительно более гениальные стихи, чем Пушкин, гнобит озверевшая толпа эфиопской мафии во главе с самим Солнцем русской поэзии.

            2. А вот этого было более, чем достаточно. Каждый имеет право на свое собственное мнение.

            3. Ага, факты. Могу подкинуть еще один неоспоримый факт. Случалось, что после посещения Пастернаком туалета, после него оставалась нестерпимая вонь, что очевидно свидетельствует, что отдельные его произведения дурно пахнут.

            А в приведенных Вами фактах мне бы очень хотелось увидеть факты, относящиеся к литературному творчеству Пастернака.

            Когда б вы знали, из какого сора
            Растут стихи, не ведая стыда,
            Как желтый одуванчик у забора,
            Как лопухи и лебеда.

            Впрочем, наверняка она не относится к гигантам поэзии, без лёгкости-то и изящества...

  6. Рейтинг: 0+
    dmihel «» 22 июля 2010, 14:01 #

    А где же переводы? Мне например очень нравится Фауст в его переводе, намного больше, чем в класическом переводе Хлопонина

  7. Рейтинг: 0+
    niksonnn «» 22 июля 2010, 13:33 #

    Не знаю мне нравится, читал в армии. А к его личной жизни и национальности... Что поделать все мы разные, я тоже не русский ;)

    • Рейтинг: 2+
      foxbat99 (FoxBat) «» 22 июля 2010, 18:48 #

      А что такое русский? Скорее духовная модель. Или какие там нуклеоидные цепочки в каком — то там порядке? Мой сосед — татарин по нацпринадлеге уж поболее русский некоторых. И грузины были в почете пока не почуяли себя равнее других. Отчего они отнюдь не все пали в моих глазах. Только те, кто думает как велено. Вай, Вахтанг (Кик.), обиды не держу, но ты погорячился. Сам понимаешь теперь, но гонор (уж тут поляки потоптались) дороже! У меня тоже, во всю ширь русского, по одной линии северные попЫ, по другой помесь сибирских осёдлых цыган хрен- знает — с- какой — помесью. Может, и нганасан у очага посидел. И веришь, — не обидно как — то.

      • Рейтинг: 0+
        foxbat99 (FoxBat) «» 22 июля 2010, 18:50 #

        Да, вдогон. Гарри Гаррисон в "Пленной Вселенной" одну нацидею помусолил. Прочти, есть о чём помозговать.

  8. Рейтинг: 0+
    inchi «» 22 июля 2010, 11:48 #

    Большое спасибо! Поэзию не сильно люблю, но Пастернака не любить сложно )

    • Рейтинг: 0+
      1Irina2 «» 22 июля 2010, 14:31 #

      Это как? Как мужчина мужчину?

      • Рейтинг: 0+
        caivad «» 22 июля 2010, 15:31 #

        Ну да, так и получается — если не за писательство/поэзию, то за что ещё остаётся?..
        А всё потому, что у Пастернака "губы пахнут лилиями" ;))))

        "- Давайте проверим Евтушенко на двуполость. Психоаналитически. Вот Я беру карточку на Евтушенко из нашей спецкартотеки. Его любимые поэты такие: Уолт Уитмен (гомо), Бодлер (наркоман), Верлен (гомо), Рембо (миньон гомо Верлена). В живописи ему нравятся всякие абстрактные модернисты, то есть выродки. Советская критика называет Евтушенко "нигилистом", "идеологическим вождем малолетних преступников", "декадентским буржуа" и "псевдореволюционером".
        — Евтушенко всячески расхваливает еврея и поэта Пастернака и описывает, как он с ним целовался: "его губы пахли лилиями" (это у старого педа-то!). Будучи в Нью-Йорке, Евтушенко моментально присоединился к демонстрации молодежи в Гринич Виллидже, где протестовали против приказа начальника полиции Нью-Йорка, который запретил их сборища на Вашингтон-сквере. Но Евтушенко умалчивает, что это были сборища педерастов и лесбиянок. Все это из "Автобиографии", написанной самим Евтушенко.
        — Вот потому-то предисловие к этой "Автобиографии" написал Аллен Даллес, бывший начальник ЦРУ, сын которого сидит в сумасшедшем доме. Они сразу увидели в Евтушенко "полезного идиота", которого можно употребить для целей психологической войны. Но и мы это тоже видим."

        http://g-klimov.info/

        • Рейтинг: 0+
          evilKabab (freakin freak!) «» 22 июля 2010, 21:48 #

          Не читал, но осуждаю! Каленым железом! В лагерную пыль!

          • Рейтинг: 0+
            caivad «» 23 июля 2010, 00:08 #

            Читал и того, и другого...

  9. Рейтинг: 0+
    caivad «» 22 июля 2010, 10:40 #

    " Здесь я хочу напомнить еще один закон Талмуда — закон об отношении к талантливым людям-неевреям. Признание их таланта, по Талмуду, тоже является грехом. Ерейский критик или литератор — не имеет права воздавать должное талантливому человеку из гоев. Иначе на него наложат херем. Херем — это такая еврейская анафема, отлучение, проклятие.
    "Насчет того, что евреям запрещается хвалить талантливых людей из гоев я это уже и сам заметил. Я тут в Америке годами читаю еврейское "Новое русское слово". В последние годы основной штат сотрудников "НРС" — бывшие русские евреи, которые 5-6 лет назад поприезжали в Америку из Советского Союза. Казалось бы — бывшие советские евреи, Талмуда не знают... Но, загадочное явление — они все выполняют законы Талмуда. Сами по себе… По велению своей иудейской души… Кого же они расхваливают на страницах "Нового Русского Слова" ?
    Пастернака... Но ведь Пастернак — еврей и педераст. Руководитель союза советских писателей Алексей Сурков публично назвал Пастернака педерастом и алкоголиком. Да и талант его довольно сомнительный. Я бы даже сказал, что Пастернак был писатель и поэт 3-го разряда..."

    "Диссиденция началась, собственно, с дела еврея Пастернака и его романа “Доктор Живаго”, где герой романа еврей Юрий Живаго любит и губит трех женщин, предварительно наплодив им четырех байстрючат. Затем он их всех бросает и пишет стихи про чистую любовь.
    Типичное творчество декадента, где все наоборот. Описывает подлеца — и делает из него героя. Подсовывает нам дерьмо и говорит: “Ах, как хорошо пахнет!”

    "в 1958 году поднялась дикая свисто-пляска вокруг Пастернака и его “Доктора Живого”. И в этой свистопляске Шолохов имел неосторожность выступить против Пастернака. Но Пастернак еврей и гомик, о чем писали даже в НРС... Таким образом, выступив против Пастернака, Шолохов выступил против того, что философы называют союзом сатаны и антихриста, а люди попроще называют жидо-масонством. Вот сразу после этого и началась кампания злобной лжи и клеветы против Шолохова, в которую в конце концов включился и Солженицын."

    http://g-klimov.info/

    • Рейтинг: 0+
      1Irina2 «» 22 июля 2010, 14:31 #

      Согласна с каждым словом!

      • Рейтинг: 0+
        kalalex «» 22 июля 2010, 22:29 #

        za chto kykyshka xvalit petyxa.........?

    • Рейтинг: 0+
      katay «» 25 июля 2010, 21:44 #

      Быдло и есть быдло...

комментарии


^ Наверх