Фотографом быть или не быть?

Да, теперь уже поздно пить "Боржоми" — ценники на фототехнику выросли в разы. Дружно благодарим Штаты и желаем им всего хорошего, и надеемся, что чернокожий президент у них и вправду последний :)
Но в России все же цены на иные модели не так подскочили — это полный кадр из доступного стал малодоступным, а модели начального уровня все же можно купить почти по старым ценам. И что же можно купить?

----------------------<cut>----------------------

Сейчас рынок предлагает для продвинутых фотографов как зеркальные камеры со сменной оптикой, так и беззеркалки (тоже со сменной оптикой), но еще появился класс компактных аппаратов с фиксированной оптикой, но с продвинутыми матрицами. С них и начнем.

Panasonic

Панасоник предлагает в этом классе свой LX100. Эта модель оснащена матрицей, близкой по размеру к 4/3. Матрица с 12 Мп, с объективом класса 24-70 со светосилой 1.7-2.8 — это очень даже неплохо для действительно компактной камеры с видоискателем, башмаком вспышки и развитым управлением.

Фотографом быть или не быть?

Стоит это добро недешево, около 58000 рублей. Для съемок в городе и даже для портретов отлично подойдет, но для более продвинутых сюжетов тратиться на эту камеру бессмысленно. Она не подойдет для съемки птиц, животных, движущихся объектов, а также широкоугольных сюжетов и макро.

FZ1000 оснащена матрицей поменьше — такой же, как у Nikon 1 по размеру, но 20 Мп. Кроме того, это ультразум с объективом в диапазоне 24.5-396 мм (это если точно, хотя на нем написано 25-400). При этом объектив обладает светосилой 2.8-4 — то есть довольно светлый. Правда прикрыть можно его всего-лишь только до F8.0, что является существенным недостатком модели, увы. Контрастный автофокус камеры так же слаб — движуха ему не под силу, поэтому забудьте про летящих птичек. Однако диапазон позволяет снимать худо-бедно макро, дичь, и даже пейзаж. Видео пишет, кстати, как и LX100 в 4К, вот только качество видео совершенно поганое уже на ISO 800 и выше — шлейфы тянутся, цвета плывут, и что характерно — у MFT-камер Panasonic такого западла нет. В целом же вполне удобная универсальная камера в кучей возможностей, включая поворотный дисплей и хороший стабилизатор, крупноватая для ультразума, но при этом очень удобная в управлении. То есть, как и всякий универсальный продукт, не лишена компромиссов. Камера ОЧЕНЬ резкая в RAW, в JPEG на неё лучше даже не фотографировать. Стоит около 60000.

Фотографом быть или не быть?

Sony

Sony подобно Panasonic, хоть и раньше, стала предлагать свои RX100, доросшую уже до третьей версии. Если честно, эта камера с матрицей, как у FZ1000 и светосильным объективом 24-70/1.8-2.8 может быть прямом конкурентом Panasonic LX100, но последняя все же интереснее матрицей, да и объективом, ну и набором функций. RX100 можно найти ощутимо дешевле, но 4К там нет, как и возможности поставить вспышку. В общем, RX100 для уличных фотографов, которым надо очень компактную камеру без претензий.

Фотографом быть или не быть?

RX10 -предшественник Panasonic FZ1000 с такой же матрицей 1" и 20 Мп, однако отличающийся оптикой 24-200мм с постоянной светосилой 2.8. Камера не снимает 4К, но вполне годно снимает Full HD. В остальном, особенностями этой камеры можно назвать отдельный монохромный дисплей сверху, а также зарядку от USB (что по мне сомнительное удобство — лучше пару лишних батарей и постоянная готовность камеры к съемке, чем ждать пока она зарядит эту батарею от USB). Если сравнивать эту камеру с RX100, то RX10 будет более универсальна — подойдет для городской съемки, можно даже попытаться заснять непугливую дичь, портреты, видеоролики с вполне приличным автофокусом.

Фотографом быть или не быть?

Стоит она в среднем 55000.

Есть еще RX1R — полнокадровый компакт с объективом 35/2.0 и 24 Мп, но, понятное дело, аппарат с фиксированным объективом за 140000 — не для каждого.

Фотографом быть или не быть?

Fujifilm

Fujifilm радует нас разве что моделью X100t — крупная матрица APS-C и фиксированный объектив 35 мм со светосилой 2.0... при цене почти в 70000 — это очень сомнительный выбор, годящийся только в руки хипстерам, снимающим луки на фоне чего-нибудь. Хотя, отцы наши тоже таскали ФЭДы и Зениты с еще более узкими полтинниками и не ахали. Правда, ФЭД и Зенит не стоили космических денег вместе взятые, в отличие от. М-да, дилемма...

Фотографом быть или не быть?

Nikon

Nikon отметился моделью Coolpix A — это некоторый аналог Fujifilm X100t, но куда как более доступный. За 30000 получаете объектив 28 мм с дыркой 2.8 — вполне неплохо для пейзажа в городе.

Фотографом быть или не быть?

Canon

Конкурент Никона предлагает свою версию камеры модели G1 X Mark II — довольно крупная матрица с кроп-фактором 1.85 и 13 Мп, включая объектив 24-120/2.0-3.9 — вполне неплохая заявка даже на фоне Panasonic LX100. Управление не столь развито, видоискателя нет, но есть возможность поставить внешний, а экран наклонный, скорострельность пониже, да и затвор попроще, но в целом камера за свои 47000 выглядит куда как интереснее.

Фотографом быть или не быть?

Другая модель уже с матрицей 1" — это G7 X. Здесь объектив 24-100мм 1.8-2.8 и матрица уже 20 Мп. Камера ощутимо проще предыдущей модели, но и компактнее. Стоит она около 40000. Обе модели я бы предпочел для городской съемки, но для дичи, макро, широкоугольных сюжетов они не подходят.

Фотографом быть или не быть?

А дальше — беззеркалки. Вы как хотите, но я их считаю классом пониже, чем зеркальные камеры — все же возможностей автофокуса у них явно не хватает для той свободы, которую дает фазовый АФ на зеркале, и даже лучший гибридный автофокус некоторых беззеркалок все еще очень далек даже от автофокуса того же Nikon D610. И можете меня убеждать в обратном сколько хотите, ведь я — тот самый человек, который попробовал их почти все. И я точно скажу одно — самый голимый автофокус — контрастный, даже гибридный аф Olympus E-M1 куда как дальше даже от недорогого "зеркала", чем камчатская мышь от Киева. Нет, в самом деле этот Olympus не раз доставал меня при съемке тех самых смартфонов для обзоров, не фокусируясь иной раз вообще никак, кроме как вручную, в то время как абсолютно любая зеркалка, даже тот же старик Olympus E-520 превосходно фокусировался в тех же условиях — специально проверял. А уж задача быстро сфокусироваться на летящей птице в небе — это из разряда фантастики, как и на идущем в сумерках человеке. Потому, братья начинающие фотографы, упаси вас Бог покупать беззеркалку единственной камерой, если вы собираетесь снимать что-то, кроме городских пейзажей и иногда свой отпуск где-нибудь в каком-нибудь туре.

Olympus

Ну тут понятно, линейка PEN в виде современных E-PL5, E-PL6, E-PL7, E-PM2 — это те самые камеры для хипстеров, дороже конкурентов, кстати, стоят, а похвастать могут лишь внутрикамерным стабом, да очень неудобным меню и непродуманным управлением. Могут взять дизайном, но последний панасоник дает им фору.

Фотографом быть или не быть?

E-M10 уже из линейки OM-D, но это, скорее, маркетинг. Однако камера получилась резкой, компактной, со все тем же малоудобным управлением, пожалуй, заменяет собой не сильно удачный E-P5, разочаровавший меня смазом от стаба на коротких выдержках. Камерам сильно не хватает затвора 1/8000 — всем PEN и E-M10. Стоит китом около 35000, а классом ощутимо ниже Panasonic GX7.

Фотографом быть или не быть?

E-M5 II появился недавно. Кит стоит порядка от 75000 до 90000. Это, ребзя, что такое? Полнокадровый кит можно купить, чуть добавив к этой сумме. Тут, правда, за 90000 вы получите в комплекте 12-40/2.8, но все же полнокадр с каким-нибудь дешевым 28-135/3.5-5.6 даст ту же ГРИП, а с учетом чувствительности матрицы вы не потеряете и в экспозиции, зато дальнейший апгрейд системы с полным кадром вас будет только радовать, в отличие от. Конечно, потеряете в компактности, но вот картинка с полнокадра того стоит, поверьте, как и удобство хвата большой камеры.

Фотографом быть или не быть?

E-M1 вообще-то стоит почти столько же, сколько и E-M5 II, с тем же объективом. Зато камера куда удобнее, гибридный АФ (от которого, правда, немного толку), да и вообще интереснее на мой взгляд.

Фотографом быть или не быть?

По оптике у Olympus все годно, но ценники, опять же, заставляют грустить. Ряд объективов защищенные от влаги, но они же самые дорогие — в этом альтернативой может выступить зеркальный Pentax, который обойдется значительно дешевле, да и к тому же у него есть более интересные тушки — например, K-3 и K-5 II, которые обладают тем же встроенным стабом, мощным автофокусом, защитой, да и тупо удобнее. И, кстати, по габаритам не сильно больше в итоге, к тому же автофокус в Live-View у них реализован лучше всех зеркалок-конкурентов.

Panasonic

Panasonic предлагает из серии GF модель GF6 с 16 Мп сенсором — это недорогая беззеркалка. Кстати, ей есть и замена — GF7, но у неё те же проблемы с затвором, что и у GM-серии (у GF6 полноценный затвор). И вот более компактная — причем реально компактная — модель GM5 может называться более стильной, да и удобной — есть видоискатель. Правда, GM-ки болеют затвором — хитрый упрощенный затвор с одной шторкой явно не предназначен для съемки в искусственном освещении — на фото появляются заметные полосы, обусловленные 50 Гц частотой осветительной сети. Ну, вы поняли. Хотя камеры (GM1 и GM5) интересные, особенно с компактными объективами, а их у Панасоника немало, но затвор всю кухню портит.

Фотографом быть или не быть?

GX7, которой скоро выйдет замена, вообще отличный в целом аппарат, и оснащенный хорошо, и снимающий классно. При его цене в 35000 за тушку — дороговат, но это почти премиум-класс, да и с затвором тут все в порядке — полноценный механический с выдержками до 1/8000 с.

Фотографом быть или не быть?

GH4 — это камера совсем улетного класса, да уже и не фото, а скорее, видеокамера в формате фотоаппарата — тут все возможности 4K, тут нескромные размеры и цена в 80000 за тушку. Ну, вы поняли — вещь в себе. Таким образом, выбрать у Panasonic практически нечего, кроме GX7, да еще уже устаревшей G6, у которой весьма посредственная матрица на фоне GX7. Еще можно найти б/у или новую GH3 — тоже стоит того, чтобы взять. В остальном, в порядке упрощения Panasonic жару дал слишком.

Sony

Sony особенно описывать смысла нет — тут интересна серия A5000 — простая беззеркалка без видоискателя и изысков, а так же A6000, которая обладает скоростным гибридным автофокусом, видоискателем и в целом продвинутая камера с кроп-матрицей и оптикой E. Оптики, правда, очень мало, стаба в тушках этой серии нет, потому городить огород с переходником и особенно телевиками Sony A/Minolta A нет никакого смысла. Почему Sony не встроила фирменный стаб в эти камеры — я никогда не пойму, ведь оптики E крайне мало, телевика и макрика нет вовсе. A6000 стоит в среднем 46000.
Есть еще совсем упрощенная A3500 — похожа на зеркалку, но все же там все по-минимуму — экран, видоискатель бюджетные, пластик дешевый, функций минимум, но зато недорого совсем.

Фотографом быть или не быть?

Полнокадровая серия уже интереснее — тут три модели без стаба (A7, A7R и A7S) и одна новинка со стабом уже в тушке, причем пятиосевым (опять маркетинг) — A7 Mark II (что-то популярным стал этот загадочный Mark). Все тушки разные — две 24 Мп, одна 36 Мп (привет, Nikon D810), а одна и вовсе 12 Мп и с сумасшедшими ISO. Все бы хорошо и выбор есть, но весь сферический конь в вакууме опять упирается в объективы, коих кот наплакал, а те, что есть, стоят весьма сферически-конских денег. Ну да, Sony думает, что люд должен платить за шильдик Zeiss. Но мне лично пофиг, мне достаточно куда более дешевого шильдика Canon EF или Canon EF L — ничуть не хуже, уверяю, можно фотографировать. Стоят, кстати, демократично: A7 Kit от 70000, A7 Mark II от 107000. За полный кадр очень даже приятные деньги, до тех пор, пока не пойдете за светосильной оптикой типа 24-70 и 70-200 — их нету, во-первых, а во-вторых, они дорогие даже со светосилой 4.0 — Canon EF L аналогичный с 2.8 (!) столько же стоит. Sony? Не, не слышал. Хотя если снимать только китом и фиксами с переходником (кстати, переходничок-то тоже кусачий по цене — тот, который с мотором автофокуса — иначе полтинник 50/1.4 у вас будет просто мануальный).

Фотографом быть или не быть?

Fujifilm

Нишевая продукция этой компании знаменита особыми матрицами без байеровского фильтра и печально знаменита урезанным ISO в RAW от 200 до 6400. И иначе была бы интересна — оптика-то к ней, хоть и дорогая (порой неприлично), но интересная тем, что повторяет классические 24-70, 70-200, 100-400, 20, 24, 28, 35, 50, 85, 135 мм — это по мне очень интересно и разумно. Такой же выбор предложит только Panasonic, да в некоторой мере Olympus, но я про них писал — матрица мелковата/шумновата и квадратный формат на любителя. В общем, у Fujifilm сейчас пара моделей — полностью защищенная от непогоды X-T1 (и уже ряд объективов защищены!), да X-E2 — попроще и подешевле. Китом стоят от 79000 за X-T1 и от 48000 за X-E2.

Фотографом быть или не быть?

Фотографом быть или не быть?

Samsung

Samsung — вещь крайне специфичная. Они хорошо делают смартфоны, а вот на камеры замахнулись с ценниками Olympus и недостатками в виде картинки и оптики. Правда, парк оптики растет, но назвать Samsung интересными камерами я не могу при всем желании. Единственная система, которую я даже не рассматривал к приобретению никогда.

Фотографом быть или не быть?

Nikon

У Nikon только одна беззеркальная система — Nikon 1, с мелкой матрицей. Тут я бы назвал Nikon 1 V1, Nikon 1 V2, Nikon 1 S1, Nikon 1 J3 — их можно рассматривать к приобретению с объективами 10-30 VR, 30-110 VR, 10-100 VR, 10-100 PD VR, 18.5/1.8, 10/2.8, 32/1.2 — худо-бедно можно снимать и портреты (с 32 мм), универсальность есть, компактность есть, да и простота использования, плюс можно прицепить переходник на M42 или иной и пользоваться мануальными объективами в ручном режиме. Правда, тут нет focus peaking, придется на глаз, но у меня получалось, да и переснять можно, тем более, что движуху таким образом снимать не будешь. Матрица, кстати, очень резкая, даже 10 Мп, но шумов многовато, особенно на ISO 1600 и выше. Но автофокус неплох, да и скорость работы в целом — снимать можно, причем весьма резко.

Фотографом быть или не быть?

Остальные модели Nikon 1, такие, как V3, крайне переоценены для их возможностей, поэтому рекомендовать их не могу — нет смысла покупать.

Ну вот, теперь мы подошли к зеркальным камерам. Понятно, их можно покупать любые — ценовые диапазоны тут четко делят камеры на профессиональные и любительские, причем ценники разных производителей по классам совпадают почти полностью, в отличие от сегмента беззеркалок, где цена, в основном, зависит от вложенных в рекламу средств — я считаю, что беззеркалки вообще стоят неоправданно дорого и отношусь к ним соответственно: дорого, автофокус не всегда делает то, что требуется, поэтому использовать беззеркалку основной камерой я не буду никогда. Они могут сколь угодно много врать про то, что над беззеркалками неустанно трудились инженеры... не надо. Беззеркалка — всего лишь калька с зеркалки, упрощенная по корпусу, материалоемкости, у них нет ни зеркала с приводом, ни пентапризмы (дорогой, кстати, штуки-то), ни матриц замера и автофокуса с оптическим блоком (опять же, недешевого!), ни большой и дорогой батареи. Итого, мы получаем ощутимо более дешевую в производстве камеру, которую если и пришлось разработать, то исключительно в том, чтобы нарисовать корпус и печатные платы в 3D, да на завод отправить. Камеру, которая при своей дешевизне стоит дороже аналогичной зеркалки. И вот расскажите-ка мне, какого? Ну вы поняли. Поэтому я рекомендую, рекомендовал и буду рекомендовать зеркалки вместо этих недоразумений втридорога с галимым автофокусом.

Canon

Тут все понятно: 700D и 1200D наиболее доступны, есть еще 650D — тут киты 18-55 и 18-135 — вполне хороши и оптики просто навалом любой. Ценники от 20000 до 40000.

70D уже продвинута и автофокус просто рвет всех. Но стоит ощутимо — от 45000 и дороже.

Фотографом быть или не быть?

7D Mark II уже в профи, тут и ценник, конечно, загнут до небес, хотя обычно потом опускается, ждем, да и просто 7D можно купить — хорошие репортажные камеры.

Фотографом быть или не быть?

6D уже любительский полный кадр. Затвор упрощен (1/4000 с), но зато полный кадр и высокие ISO подкупают. Стоит около 100000, да и дешевле можно найти, стоит каждого рубля.

Фотографом быть или не быть?

5D Mark III — продвинутый полный кадр. Этот уже дороже — под 170000 и уже не для всех, а только для очень увлеченных.

Nikon

Как и у Canon, тут Nikon D3300, D5500 — и прочие аналоги до 40000. Камеры начального уровня.

Фотографом быть или не быть?

Nikon D7100 и D7200 — играют между Canon 70D и 7D — это профессиональные зеркалки с кропнутой матрицей. Стоимость 40000-60000.

Фотографом быть или не быть?

Nikon D610 — это бюджетный полный кадр. Я сравнивал его с 6D — в принципе, более резок ощутимо, цвет более насыщенный, но ISO заметно хуже, есть бандинг, пыль быстрее засасывает, шевеленка лезет (видимо более жесткий механизм зеркала). За свои 70000-10000 неплохой выбор, хотя и выходит система дороже, чем у Canon.

Фотографом быть или не быть?

Nikon D750 — более продвинутый D610, есть поворотный дисплей. За 80000-100000 можно взять.

Фотографом быть или не быть?

Nikon D810 — самый резкий полнокадр 36 Мп. Стоит прилично — около 170000.

Nikon Df — это камера стильного класса с матрицей 16 Мп и низкими шумами. Выбор на любителя, да и стоит недешево: около 115000.

Sony

Sony предложит нам A58, A65 в бюджетном классе — это не просто зеркалки, а гибриды зеркалки и беззеркалки. Тут полноценный фазовый автофокус, но электронный видоискатель и полупрозрачное зеркало, съедающее, как ни крути, часть света. За 20-40 тыс. можно купить — хорошие и простые в освоении камеры с очень доступной оптикой как от Sony, так и от Minolta.

Фотографом быть или не быть?

A77 MII — это камера уровня Canon 7D/Nikon D7200. Хорошая продвинутая зеркалка с пп-зеркалом, хорошо снимает видео. Стоит недешево — от 55000.

Фотографом быть или не быть?

A99 — камера с полнокадровым сенсором и полупрозрачным зеркалом. По шумам хуже Canon и Nikon, но насыщена функционально, да и оптики Minolta и Sony довольно много — в этом плане доступная система получиться может. Стоит около 120000.

Фотографом быть или не быть?

Pentax

Pentax хорош камерами с погодозащитой — это K-50, K-30 в бюджетном классе. Есть и камеры без защиты — это K-S1, K-S2, K-500 — недорогие тушки от 15000 до 30000 в китовом варианте. Есть объективы как защищенные, так и нет — разные варианты.

K-5 II/IIs — камеры среднего класса с 16 Мп матрицей. Хорошие аппараты с быстрым АФ, с удобнейшим управлением и классным видоискателем. Надежные и прочные, с вылеченными детскими болезнями. За свои 30000-40000 вполне разумный выбор.

K-3 — совсем продвинутая камера уровня Canon 7D, тоже скорострельная, 24 Мп, очень много возможностей и крайне удобное управление — получилась классная камера. Но ценник явно задран даже выше Canon — 65000 за кит — очень дорогое решение для не столь популярной марки.

Фотографом быть или не быть?

Скоро появится и полный кадр от Pentax. Одно плохо — ценники делаю продукцию марки одной из самых дорогих: покупая камеру, вы ведь покупаете и оптику, и тут получается дорого, на уровне Nikon и даже Sony — одни из самых дорогих систем, а ведь в плане качества оптики Pentax все же спорный, что бы там ни говорили адепты. Хроматики и каймы хватает, приходится чистить, да и ценники на действительно хорошие объективы класса "звезда" очень кусаются, а по факту объективы на свою цену не тянут, увы. Говорю, как ползователь Pentax в прошлом. Меня система разочаровала: и подходом к проблемам покупателя (а проблемы у K-5 были с автофокусом, причем неисправимые), и ценой оптики — прикинув, я понял, что гораздо разумнее вложить те же деньги в бюджетный полный кадр от Canon — гораздо более выгодное приобретение. Погодозащита только подкупает, но это не ключевая характеристика, уж поверьте. В общем, Pentax хоть и интересный, но при наличии денег, да и любви к экстриму, а также если ну совсем не нужен полный кадр. Кстати, полный кадр от Pentax купят далеко не все — только яростные поклонники, потому продаж будет мало и Пентаксу надо быть к этому готовым. У меня, например, нет пока такого желания, да и денег — при возможности я выберу, конечно, Canon — мне понравился по совокупности характеристик и надежности.

Итог

Вот такой получился сумбурный рассказец. Можно ругать, можно хвалить — за свой опыт работы с разными камерами я пришел к окончательному выводу о том, что лучшая камера для работы и качественной, удобной и надежной фотографии — зеркальная камера любого основного производителя. Нюансы там есть, но в целом больше шансов снять хороший кадр именно зеркалкой. Да, носить её тяжелее, но для действительно увлеченного фотографией человека это не проблема — я носил и был счастлив. Беззеркалка — это, скорее, переоцененная игрушка, пришедшаяся по вкусу лишь тем, кто занимается не фотографией, а просто снимает в какой-нибудь фэйсбук/твиттер/шмиттер/инстграм — там не надо ничего настраивать, главное получить лук или снимок жратвы или кошки на ступеньках (или прочей бытовухи). Кто-то, конечно, мучает себя и снимает птиц, психологически радуясь легкому рюкзаку и сваленным кучкой фиксам (либо рассованным по карманам), меняя их ни к селу, ни к городу, а то и вообще таская только один фикс... Последним и беззеркалка не нужна — достаточно компакта типа Fujifilm X100t или аналогичного. В общем, каждому по потребностям, но действительно в любой ситуации, даже сложной, меня реже всего подводила зеркалка — там уж совсем поганые условия нужны, чтобы подвела. Только Pentax подвел из-за проблем с AF — пришлось его продать кое-как избавился: многие любят эту модель все-таки. А я вот нет — это был единственный опыт с Pentax, возвращаться больше не хочу из-за ценников — не имеет смысла.