"Лукумоны на языке этрусков — цари ".
"Комментарии к Вергилию".Сервий

Цари-маги расенов были одновременно и военачальниками. Римский историк Тит Ливий (как и все его земляки,он был заклятым врагов этрусков) не мог удержаться от восторга, описывая великолепие лукумона города Вейи,Толумния, скачущего впереди своего войска, "сияя на поле битвы в несравненном великолепии своих царственных одежд.

----------------------<cut>----------------------

"И,действительно,атрибуты власти верховного правителя должны были поражать воображение иноземцев. Лукумон носил золотую корону,пурпурную мантию и золотой перстень. Охранянемый гвардецами,вооруженными двусторонними топориками,маг восседал на троне слоновой кости. Четырежды в год (всякий раз в новую лунную фазу, знаменующую обновление жизни) он появлялся на публике.Раскрасив лицо алой краской ("маска смерти", обозначающая "живого покойника",а настоящих усопших хоронили с глиняной личиной,густо посыпанной красной охрой),облачившись в плащ,расшитый звездами (эта символика вечности была форменной одеждой всех волшебников),держа в руке скипетр с головой орла (на все времена скипетр и держава стали атрибутами верховной светской власти),он выезжал к народу на колеснице, запряженной белыми лошадьми.

Колесница, запряженная белыми лошадьми, — особенно важна для понимания происхождения и верований расенов. Индоарийцы завоевали полуостров Индостан потому,что ворвались туда на неведомых доселе туземцами боевых колесницах. Эту же идею самого эффективного оружия древности арийцы принесли на Запад Китая. Италийские племена впервые познакомились с колесницами,когда увидели их в этрусской армии. Словом,колесница была родовым отличием всех арийских народов.

Белый конь,как вы помните, — символ арийских верований в небесное происхождение народа,предки которого прилетевшего с Сириуса или,по-ирански,Тиштрийи.Так что и с зороастрийцами расены находились в близком родстве.

Но вернемся в Этрурию,иначе — Союз расенов.Блеск золота и прочие внешние проявления власти и могущест-ва,имели значение,скорее,для иностранцев.В этой связи известный искусствовед и исследователь расенской цивилизации Е.Мавлеев пишет:"Понятие лукумонства заявляет о себе в любом проявлении этрусской культуры. Это стер-жень,или,лучше — сердцевина этрусской цивилизации. Экономика,история,культура,религия,искусство пронизаны измерениями этого понятия...Этрусская культура подобна стране чудес,где каждая тропинка уводит в бесконечность ".

Такой "страной чудес" и стал "этрусский амфитеатр" -земля на западе Италии,куда переселились и которую разительно преобразовали расены.Под наблюдением лукумонов здесь были построены подземные водоотводные кана-лы,пробиты туннели в скалах и сооружены наземные рукотворные реки.Природный "рай",который до того использовался лишь для выпаса скота,стал плодородной равниной, обеспечивающей людям прекрасные урожаи.В подземных кладовых были обнаружены чрезвычайно богатые залежи металлов.На лугах произрастали культивированные целебные растения,которые подробно описывались в расенских "Травниках".

Все эти изменения в "этрусском амфитеатре" произошли не сами по себе, а явились результатами целенаправленных усилий волшебников.Завистливым диким соседям оставалось лишь совершать набеги на расенские земли,чтобы выкопав из земли самородок-другой,попытаться безнаказанно убраться восвоясье.Правда,им это редко удавалось сделать:этруски были начеку — с легкостью отлавливали преступников и заставив выбросить украденный металл,прогоняли их прочь.

Поддержанием экологического равновесия в крае так же занимались лукумоны.Стоило лишь по собственному разуме-нию,без разрешения магов,какому-то неразумному крестьянину захватить побольше земли и начать её пахать, сводить для строительных нужд лес, жечь костры,дабы получить уголь для выплавки металлов,как на него обрушивался "гнев богов" !Сразу же нарушался водный баланс,а вслед за ним происходило засоление земель,которые делались непригодными для обработки. Словно чудом вырастали, распространяя смертельные болезни(в том числе малярию),новые болота. Будто сами собой мелели реки, а прибрежные лагуны затягивались илом и тогда о рыбном промысле и морской торговле можно было надолго забыть.

В тонкостях гидрологии простолюдины,конечно,не разбирались,но становились свидетелями очевидного: совершивший святотатство,нарушивший "заповеди Тага",умирал долго и мучительно.Никто не сомневался,что кару "насылали" могущественные чародеи.Потому и родиласьобщая уверенность :лукумоны обладали магической вла-стью,распространяющейся на окружающее пространство и смертельную для обыкновенных людей. А,впрочем,может всё именно так и было?

О суровости магов напрочь забывали,когда собирались на ежегодный праздник в священной сосновой роще,которая и поныне,поражая итальянцев своей древностью и величием, возвышается на холме Монте-Фальконе вблизи города Орви-енто.Некогда здесь находился храм двуполого божества -Вольтумны.Римский поэт Проперций,цитируя Его-Её,писал:"Одень меня в шелка,стану я нежной девой.Если облачусь в тогу,то кто откажет мне в мужественности?"

Праздник начинался с того,что двенадцать лукумонов выбирали из своей среды главного волшебника,а тот торжественно вбивал в стену храма Вольтумны деревянный гвоздь,заввершая этим действом прожитый год.Характерно,что железные гвозди магами не использова-лись,так как этот металл считался вредоносным. Да и,согласно преданиям,духи природы сторонились смертельного для них "холодного железа".Лукумоны же с божествами земли и воды старались поддерживать хорошие отношения.
После вбивания гвоздя начинался веселый празд-ник,напоминающий ярмарку.

Силачи сражались в кулачных боях,акробаты поражали всех своим мастерством,а бродячие торговцы тешили народ несусветными байками,а заодно и новостями из жизни соседних племен.Ну,и,само собой,шел торг тканями и ювелирными изделиями,амулетами и зерном, -собственно,всем,что на радость людям послал великий Тин.
Ныне итальянский город Орвьенто (на месте древней этрусской Вольсинии) славится на весь мир своим превосходным вином.Не стоит,однако,забыватъ,что культура виноделия была распространена здесь расенами — нашими предками. Они,как и современные русские,умели и любили выпить.

Понятно,что выпивали и на празднике,а победителю соревнований в кулачном боях подносили добрый жбан превосходного вина.

Расены знали,что жизнь народа сравнима с быстротечностью бытия человека:есть рождение,будет зрелость,а там,за неизбежным увяданием,грянет и смерть.Но с течением времени люди стали забывать о пророчестве Тага,да и кто же решится по доброй воле уйти из этого мира и отправится в неведомое?
Великий Тин послал три пучка испепеляющих молний, напомнив избранному народу о его предопределении.