И НЕ ПАВЕЛ, И НЕ САВЛ

Богослов не может стать атеистом

Игумен Сергий (Рыбко) обнародовал эксклюзивный факт в связи с недавней публикацией в «НГ Религии»

6 апреля 2011 года , в известном маргинальном провокационном издании «НГ Религии» (№ 69) вышла статья Н.В.Черняева «Из Павла в Савла», посвященная бывшему профессору Ленинградской Духовной Академии Александру Осипову (1911–1967), «прославившемуся» в начале 60-х годов своим громким публичным отречением от Христа. В данной статье гражданин Осипов представлен ни кем иным как бескорыстным правдоискателем. Главной причиной его разрыва с религией было якобы разочарование – «ложь от бытового до доктринального уровня».

Непонятно, однако, в чем же тогда заключается «правда» и «истина», за которую боролся А.Осипов? В том ли, что «высшей Истины не существует»? Или в коммунистических идеалах, в которые он к концу жизни внезапно уверовал? Если подлинными борцами за правду являются именно атеисты, то как же тогда меткое определение Достоевского: «Если Бога нет, то все дозволено»?

Хочу засвидетельствовать следующий факт, известный мне от лица, работавшего в те годы в Патриархии. Накануне своей смерти тяжело больной А.Осипов обратился к Святейшему Патриарху Алексию I с прошением, в котором просил разрешить ему исповедаться и причаститься перед смертью. На что последовала следующая резолюция Святейшего Патриарха: «Уважаемый Александр Александрович! Если Вы желаете принести покаяние и вновь воссоединиться с Русской Православной Церковью, Вам следует публично засвидетельствовать свою веру путем публикации в газете, так же, как публично Вы отреклись от нее. После этого ничто не возбранит Вам принять Святые Тайны». Естественно, в то время эта переписка не могла быть опубликована, между тем, человек, рассказавший мне об этом, видел резолюцию Святейшего Патриарха своими глазами.

Указанная публикация желтого околорелигиозного издания «НГ Религии» свидетельствует лишь о том, что душевный вред и соблазн, происшедший от клеветы А.Осипова в адрес Православной Церкви не был им устранен и продолжает распространяться. В то время, когда в Русской Православной Церкви было немало живых исповедников веры, прошедших лагеря, и обычных глубоко верующих тружеников, мужественно терпящих жесткий прессинг государства, г.Осипов почему-то видел вокруг себя исключительно лицемеров и лжецов.

Богослов атеистом стать не может. Подлинный богослов – это, прежде всего, делатель молитвы, то есть, человек, имеющий живой опыт общения с Богом, который и является неопровержимым доказательством существования Бога. Поэтому думается, что не был господин Осипов ни апостолом Павлом, ни искренне заблуждавшимся ревнителем Савлом, а был всего лишь тем печальным персонажем, кто оценил Бессмертного Бога тридцатью серебряниками.

Игумен Сергий (Рыбко),

член Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви