Вспоминая Рязанова

Режиссер Эльдар Рязанов скончался в ночь на понедельник в одной из московских больниц. Ему было 88 лет.

Все знали, что весь последний год он тяжело болел. В ноябре 2014-го Рязанов попал в НИИ нейрохирургии имени Бурденко с диагнозом «острое нарушение мозгового кровообращения». Воля к жизни, заботы любящей жены Эммы, семьи, друзей помогли встать на ноги. Но спустя немногим более полугода, в августе, потребовалась профилактическая чистка сосудов. Потом ещё одна госпитализация — в сентябре, и ещё одна — в октябре. Нынешняя, ноябрьская, стала последней…

----------------------<cut>----------------------

Все знают его фильмы — от «Карнавальной ночи» до «Андерсена. Жизнь без любви», от легких музыкальных, эксцентричных — до философских, с подтекстом в обход цензуры, а где и с явным неприкрытым обличением общих для страны пороков.

У него было много наград — профессиональных и правительственных. Относился к ним спокойно, не кичился, почти никогда не носил.

Не всегда власть его любила. Но и она, случалось, не могла не признать большой талант режиссера. Известна история про фильм «Ирония судьбы или с легким паром»: Генсек ЦК КППС Леонид Брежнев так был впечатлен этой картиной, что упомянул в своем докладе на очередном партийном съезде. Фильм на долгие десятилетия стал лидером телепроката. Какой Новый год теперь без этой картины? И кто вспомнит, что первое время после того, как она была завершена режиссером, чиновники категорически отказывались давать разрешение на её демонстрацию. До того самого доклада Брежнева.

Вспоминая Рязанова

О великом Мастере экрана и не менее великом человеке вспоминают его любимые актеры.

Олег Басилашвили, народный артист СССР, лауреат Государственных премий.

«Я потерял близкого друга, — сказал Олег Валерианович корреспонденту «СП». — Мне очень тяжело говорить… Совсем недавно я был у Эллика. В последнее время он жил за городом, в Подмосковье, вместе со своей верной, горячо любящей его женой Эммой. Я видел, как ему тяжело. Он этого и не скрывал. Говорил мне: «Скорей бы все уже закончилось, устал»… Но это было минутное. Потому что Эльдар Александрович обладал сильным характером и жизнелюбием. Иначе, собственно, не стал бы таким большим режиссером, каким был. Каким останется для нас навсегда.

Большим, и главное, самобытным. Практически все его фильмы, начиная с первого — легендарной «Карнавальной ночи», вошли в золотой фонд отечественного кинематографа. И мало кто знает, как непросто дались они ему. Ту же «Карнавальную ночь» цензура пропустила далеко не сразу. А фильму «О бедном гусаре замолвите слово», где мне довелось сниматься, проверяющие из советского Министерства культуры предъявили более 100 замечаний! Думаете, легко это все было пережить Мастеру? Конечно, Эльдар Александрович переживал. Но благодаря своему великолепному чувству юмора умел сгладить все «острые углы» профессии.

Мы познакомились, когда Рязанов пригласил меня сниматься в «Служебном романе». Нашей дружбе более сорока лет. Она проверена, так сказать, временем. При этом я не уставал удивляться, как его на всё хватает: съёмки, сценарии, стихи, книги — многое успел!

«СП»: — Его всенародная любовь и слава воспринимались им, наверное, как должное?

— Никакой чванливости, ни грамма снобизма никогда в нем не замечал. К популярности Эллик относился спокойно. Можно сказать, не замечал её. Продолжал работать. Прожил он 88 лет. Вроде бы и немало. Но такие люди, как он, должны жить, считаю, гораздо дольше, никак не менее ста лет. Сколько бы он ещё успел сделать интересного! Жаль, очень жаль, что век таких людей, как Эльдар Рязанов короток.

Вспоминая Рязанова

Светлана Крючкова, народная артистка РСФСР, лауреат двух премий «Ника»:

— Вчера вечером я выступала в Москве с поэтической программой. Выступала в киноклубе «Эльдар», который создал Рязанов. Именно Эльдар Александрович благословил меня в свое время на поэтические вечера. Говорил, что обязательно нужно нести русскую поэзию в массы, людям. У нас ведь многие великие поэты переломной эпохи первой четверти ХХ века до сих пор остаются малоизвестны. Низкий ему поклон за это!.. Должна была приехать на мой вчерашний вечер Эммочка, жена Эллика. Но незадолго до его начала она перезвонила мне, извинилась, сказала, что мужу очень плохо и она должна быть рядом с ним. Мне верилось, обойдется, справится, он ведь сильный. И громом среди ясного неба прозвучало сообщение о его уходе. Минувшей ночью я так и не заснула…

Ушел настоящий друг. Один из последних гигантов отечественной кинорежиссуры. Мастеров его масштаба в стране теперь почти уже и не осталось.

Немногим из своих знакомых, коллег я позволяю обращаться ко мне на «ты» и по имени. Эллик был одним из них, и я считала для себя за счастье быть для него просто Светой. Как-то вечером, несколько лет назад, в моем доме раздался звонок и незнакомый, как показалось сначала голос, сказал: «Привет, Света! Поговорим?». Я сразу выставила свои иголки: «А вы кто — журналист? Почему „Света“? Или вам 90 лет, что так фамильярничаете?» — «Мне — 85», — весело ответили мне на том конце провода. Это был звонкий, очень добрый смех Рязанова. Он любил розыгрыши, веселые шутки. Любил актеров. А как он с нами работал! Доставал из наших душ лучшее, способствовал саморазвитию, открывая новые грани таланта. Общение с ним для меня всегда было праздником. Два месяца назад я разговаривала с ним. Уже тяжело, непоправимо больной, он подбадривал меня, как всегда много шутил. Вечная память, дорогой Эльдар Александрович!

Сергей Мигицко, народный артист РФ, актер петербургского театра им. Ленсовета:

— Что сказать, я не знаю… Да, знал, что Эльдар Александрович тяжело болеет, но такое бывало и раньше — болел, поправлялся, строил планы. А тут вот всё, конец… Не знаю, что говорить, извините!

«СП»: — Одна из лучших ваших работ — роль датского сказочника Андерсона в одноименном фильме Рязанова. Как работалось над ней?

— В том, что она получилась, огромная заслуга Эльдара Александровича. На роль Андерсона пробовалось несколько талантливых и очень известных актеров. Я не был уверен, что утвердят меня. Безумно благодарен, что утвердили. Два года работы с Рязановым на этом фильме до сих пор вспоминаю, как одни из лучших в своей жизни — не только актерской. Не могу сказать, что все проходило гладко. Бывали споры, разворачивались дискуссии. У меня ведь имелось собственное представление о том, как играть Андерсона. Но до драки — в прямом и переносном смысле этого слова, до обид, раздражения не доходило, ни разу. Потому что Рязанов знал, когда затянуть ремень, а когда чуть отпустить пряжку, дав актеру определенную свободу, возможность для импровизации. Очень тонкое чувство природы актера — вот один из главных его козырей как режиссера. К тому же Эльдар Александрович был прекрасным психологом. И все делал с любовью — к своим соратникам, коллегам. Он вообще жил с любовью к людям — редкий по нынешний жизни талант. И жизнь ему воздала. Вечная память. Мои глубочайшие соболезнования его семье.

Людмила Николаева

Вспоминая Рязанова