В общедоступной "Руси Великой" я начал серию публикаций об этнографии.Начавшись в банальных рассуждений она постепенно придет к вещам менее известным и даже сенсационным.В основном,речь там будет идти об античной культуре Европы и,неизбежно,от отцах-основателях греко-римской цивилизации — этрусках.

И здесь тоже я начну серию статей о том же народе,но на более глубоком — "взрослом",уровне.

----------------------<cut>----------------------

И уж извините,"без завлекательных" картинок:сосредоточимся на содержании.

"Загадочные" этруски

"Мантуя!Предками славишься ты,
но не единого рода.
Рода имеешь ты три, по четыре
племени в каждом.
Ты же сама их глава,сильна кровью
этрусской."

"Энеида ".Вергилий.

В первом тысячелетии до нашей эры на западное побережье Апе-нинского полуострова (современную Италию,в древности — Вителию," землю телят") из Малой Азии (современной Турции,населенную арийскими народами — хатта-ми,хеттами,троадцами, фригийцами,лидийцами ) приплыли корабли индоарийского народа расенов,предводительствуемого царями-магами,лукумонами.

Когда они,высадившись на берег,удалились от прибрежных скал и песчаных пляжей,то остановились,пораженные красотой пейзажа.Бескрайние леса простирались до горизонта,из-под земли били источники горячей и холодной воды.В плодородных долинах, окаймленных холмами красного и желтого туфа (застывшей вулканической лавы),ветер пробегал волнами по полям золотистой пшеницы и красных маков.Позже здесь появились привезенные этру-сками,тирсенами или тирренцами ,как стали называть расенов местные племена,пурпурные виноградники и серебристые оливковые де-ревья.Немаловажным оказалось и то обстоятельство,что край изобиловал полезными ископаемыми — прямо на поверхность выходили жили с самородной медью и железом.

Пораженные увиденным пришельцы,потеснив местное население — пеласгов,остались здесь навсегда и создали конфедерацию из 12 городов.Вот их имена:Вейи,Черветри,Тарквиний,Вульчи,Рузеллы, Ветулоний,Вольсиний, Клузий,Перузия,Кортона,Арреций и Волатерра.Понятно,что это романизированные, сильно измененные по сравнению с исконными, названия. Так же,как и обозначение всей конфедерации — Этрурия.

Этруски построили и основали Рим.Цари расенов были его первыми правителями,вплоть до установления республики в 509 г. до н.э.Однако,и после изменения существующего строя,этруски еще очень долго заседали здесь как консулы "вечного города".Римляне заимствовали у этрусков сначала атрибутику царской,а затем и консульской власти:трон,украшенный пластинами из слоновой кос-ти,пурпурную расшитую одежду,двойной топор в обрамлении пучка тонких прутьев и специальных служителей,которые несли символическое оружие перед народными избранниками. Даже сам символ Рима — капитолийская волчица создан руками расенов (фигурки двух детишек — Ромула и Рэма,были присоединены к композиции значительно позднее,во времена Возрождения).
Они создали и другие итальянские города. Так,предания сохранили имя основателя Мантуи и Фельзины (современной Болоньи) -расенского вождя Авкна.

Индоарийцы дали Италии не только идею государств енно-сти,научили письму,градостроительству,математике,медицине,осушили болота и построили водоотводную систему Рима,но — и саму веру в богов.Известный римский историк Тит Ливии писал о расенах,что это "народ,больших других,посвятивший себя религии,и отличающийся искусством культивировать вероучение". Апологет христианства Ариобий,живший в IV веке н.э.,добавлял к сказанному,что Этрурия являлась "родиной и матерью суеверий.

Поэтому вполне закономерно,что в VI веке до н.э.на Капитолийском холме был был воздвигнут храм царя этрусских богов Тина-громовержца с тремя пучками мол-ний.Римляне позднее его переименовали в Юпитера Капитолийского. Здесь же находились алтари двум другим высшим существам -Уни(у римлян — Юнона),которая считаласья главным божеством в Вейях,Перузии,Кортоне и других расенских городах, и — покровительнице искусства и ремесла,Менрве,отождествлявшейся с эллинской Афиной.Небесной троице соответствовала троица подзем-ная:Мант — римский Либер-Вакх,Мания — римская Прозерпина и богиня,имя которой не известно,лишь то,что ей соответствовала Церера. Свиту верховного бога Тина составляли 12 богов,и в их числе Сетланс — римский Вулкан,Марис — Марс,Сатре — Сатурн.

гийской Малой Азии как Дагон,превратился в римского Гения. Фригийский Сатре, славянский Стрибог,трансформиров алея в Сатурна. Славяно-русский Купала изменился сначала во фригийскую^ затем и римскую богиню Кибелу(в древней Венеции он сохранил свой пол и имя — Купавон).

Сохранили в Риме и расенскую традицию гаруспиций — гаданий по внутренностям животных,хорошо известную,в частности,в Древней Руси,где волхвы предсказывали по требухе добытых на охоте вепрей.

Тит Ливий процитировал речь Клавдий перед Сенатом,в которой император говорил:"что вельможи Этрурии сохранили эту науку и передавали её далее своим семействам",используя не только в тя-желые,но и в благоприятные времена. Стало быть,и римлянам не гоже считать гаруспиций предрассудком. Далее Ливии приводит сенатское заключение о том,что древнюю традицию следует "утвердить и сохранить".

Впрочем,гадания были не самой важной традицией paceнов. Известно,что в городе Вольсинии, около озера Больсена,рядом с храмом богини Вольтумны, ежегодно происходили законодательные собрания всего народа,где один из городских представителей избирался верховным правителем всей страны.Вместе с тем,на местах реальная власть — политическая,юридическая и магическая, была в руках лукумонов.Позднее у греков был заимствован институт деспотии,а с 580 по 470 гг до н.э. Этрурией управляли тираны.Заимствование чужеземных обычаев привело к демократизации общества — царская власть перешла в руки "магистратов".

С античности ученые спорят о том,кто такие этруски, откуда и когда они прибыли в Италию.Геродот считал их лидийца-ми,вынужденными эмигрировать из-за голода,обрушившегося на их страну.Возражая "Отцу истории" Диодор Балканский писал,что этруски — очень древний народ и всегда,во всяком случае с древней-ших,доисторических времен, жили изолированно на Апенинском полуострове. Другие авторы настаивали на том,что расены сюда двумя потоками — из-за Дуная и с берегов Малой Азии,из Анатолии.Вполне возможно,что к соотечественникам,освоившим "землю обетованную" подтянулись родственники и единоверцы.

Современные авторы,так и не решившись сказать очевидное о происхождении этрусков,окрестили их "загадочным" наро-дом.Многое бы могла дать расшифровка расенских надписей,но хотя буквы этого алфавита известны,слов никто не смог прочи-тать.Никому из западноевропейских ученых не могло прийти в голову, что люди,заложившие основу римской,а через неё и всей европейской цивилизации,не романского происхождения. Русских же устойчиво воспринимали как дикарей,вынырнувший "из ниоткуда" в Восточной Европе в VI веке и лишь спустя триста лет создавших своё государство — Киевскую Русь. А какой же древней и утонченной культуре тут,казалось бы,можно говорить?

Между тем,язык расенов,хотя и сильно отличающийся от современного русского,читается вполне внятно.Владимир Щербаков в "Веках Трояновых" приводит длинный список таких соответствий: "Мак — мак;зар,жар — жар,заря;царес — царица;лар — ларь или гроб;лад — ладо в значении "дорогой,любимый";яма — яма;пулу — поле. "Отчетливо значение расенских местоимений: "Ита — эта;али -или;ми — я;мини — меня,ен — ощени — они. "Соответственно читаются и этрусские тексты,являя миру удивительные поэтические образы :"Авил ени ака пулу мква" — "Годы как поле маков".
Пресловутая "загадочность" должна была бы наконец уступить место признанию того,что расены — прямые предки современных русских,но и по сей день этрусская культура остается составной частью итальянской, а на русской цивилизации.

(Эта статья не рассчитана на единовременный эффект,на сенсацию,она лишь начинает серию статей познавательного характера).