Седой мальчик из-под земли

"...некогда пахарь тирренский В поле увидевши вдруг ту глыбу земли,
что внезапно. Хоть не касался никто,шевельнулась
сама для начала, Вскоре же,сбросив свой вид земляной,
приняла человечий. После разверзла уста для вещания
будущих судеб." "Метаморфозы ". Овидий

Однажды,в незапамятно древние времена,маг Тархон пахал своё поле.Работа эта считалась не только необходи-мой,но и приятной. Кроме того,в спаханное лукумоном поле считалось залогом хорошего урожая.Поэтому главный жрец города Тарквиний,родной брат царя Тиррена,идя вслед за быком,с силой налегал на плуг.Радея о благе народаДархон провел борозду гораздо глубже,чем требовалось,вспорол землю будто живое тело ножом.Сам того не ведая,маг нару­шил тонкую грань,разделяющую наш мир и подзем­ный.

----------------------<cut>----------------------

Дойдя до конца поля,он повернул и увидел торчащую из борозды головку маленького мальчика. Поначалу Тархон бы­ло подумал,что чей-то ребенок решил поиграть на паш-не,но,присмотревшись внимательнее,понял,что это не так:на голове у малыша росли седые,как у старика,волосы!И глав­ное — от него исходило сияние!Испугавшись,маг начал звать своих собратьев-лукумонов.Те, услышав издалека при-зыв,мгновенно перенеслись по воздуху(все-таки они были могущественными чародеями!) в Тарквиний.

Когда все волшебники Этрурии собрались на по-ле,мальчик сказал им,что его зовут Таг и он родной сын вер­ховного бога Тина,который,как всем известно,восседает на северной горе и оттуда наблюдает за всем происходящим вмире.По воле великогоТина — ведь всё в мире происходит только по его желанию,маг Тархон нарушил тонкую грань между мирами и тем самым помог Тагу выбраться из-под земли.

- Зачем же ты явился к нам,сын Тина? — спросил Тархон мальчика.

- Я пришел к вам,- ответил посланец верховного бога, -чтобы рассказать о предназначении расенского народа.У вас славная,но очень трудная судьба. Вам надлежит многому нау­чить соседние племена. Но сначала следует преодолеть собст­венное невежество.Многое нужно мне вам поведать,а потому слушайте,запоминайте и записывайте,чтобы слова мои не растаяли в веках.

Маги,достав восковые таблички,приготовились записы­вать,а седой мальчик начал свой рассказ.Он вещал долго:день сменился вечером,сгустилась ночная тьма и вновь взошло солнце.Минул второй день,затем тре­тий... Лукумоны,удивляясь тому,что не чувствуют голо-да,жажды и усталости,усердно конспектировали.

Боли бы кто-нибудь взглянул со стороны,то очень уди­вился бы тому,как двенадцать старцев внимают поучениям мальчика. Но рассмотреть этой сцены никому было не сужде­но — словно прозрачная стена заслонила Тага и волшебни­ков. Лишь теплый воздух,струясь и искажая очертания пейза-жа,поднимался к небу.

Между тем,Таг объяснял:как вычислять движение звёзд на небе,как по печени жертвенных животных узнавать гря­дущие события,как защищаться от козней злых духов и мно­гое такого,что осталось тайной для нас.На третьи сутки седой мальчик,завершая свою повесть,сказал:"Вы должны донести полученные знания до людей разных племен и многому нау­чить их.Не ждите от них благодарности.Радуйтесь лишь,что они усвоили ваши уроки.И знайте:здесь,на земле,судьба ва­шего народа будет печальной. Достигнув богатства и могуще-ства,расены в одночасье погибнут — все до единого !Не го-рюйте — вас будут ожидать на сияющих небесах.И за труды вам воздастся сторицей."
Произнеся эти слова,седой мальчик погрузился в землю и исчез навсегда.

Восковые таблички лукумонов позже были старательно переписаны и составили двенадцать книг расенской "библии",которую называли по-разному:то "Учение Тага",то "Этрусское учение ".К сожалению, этот бесценное труд был утерян римлянами,которые обязаны были народу-прародителю всем,что знали и умели. Сохранилось лишь два небольших фрагмента,переведенных на латынь правоведом Марком Лебеоном и писателем Тарквинием Приском.Оба от­рывка описывают способы гадания по печени животных — га-руспиции.Впрочем,Лебеон считал Тага,в первую оче-редь,великим законодателем.Возможно,он читал том "Учения Тага",содержащий свод законов Этрурии.

Другие авторы,в их числе и Паллотино,поведали,что учение Тага включало описание Вселенной,в которой "великие верховные божества",обладающие четкой индиви­дуальностью и благосклонные к роду человеческо-му,располагадись в восточном секторе неба (более всего — на северо-востоке небосклона,что легко понять,зная где по от­ношению к Италии находилась арийская прародина. Да и сам верховный бог расенов жил на вершине го-ры,возвыщающейся на крайнем севере).Повелители природы обитали в южной части небосклона. Самые же устрашающие и неумолимые демоны зла облюбовали запад горизон­та, особенно — на северо-запад.Эта сторона воспринималась этрусками как наименее благоприятная для жизни.Возможно потому,что была наиболее удалена от благословенной отчиз­ны.

Расенские волхвы — римляне предпочитали называть их авгурами,узнавали волю богов,гадая по печени жертвенных животных, наблюдая за полетом птицвспышками молний и раскатами грома.Ещё одним способом,может быть самымнадежным,было начертание на земле плана небес.По воспо­минаниям современников,это действо происходило следую­щим образом.

Сначала жрец чертил на земле большой квадрат и рисовал внутри него прямой крест,деля,таким образом,всю площадь на четыре равные доли. Затем каждый образованный квадрат,в свою очередь, дробил еще на четыре равные час-ти.Потом в полученные шестнадцать клеточек вписывал имя строго определенного божества.После этого гадатель мед­ленно перемещался по пересечениям линий и следил за тем,в каком секторе небесного плана проявится знамение,что по­зволяло узнать,имя бога заинтересованного в решении данно­го вопроса или судьбе человека.Теперь было ясно,кому и о чем молиться.И приносить жертвы,дыбы избавиться от на­пасти.

Со временем популярность "учеников Тага" возросла настолько,что их авторитет можно было сравнить разве что с Дельфийским оракулом.

Что же до судьбы расенов,пред сказанной Тагом,то всё исполнилось в точности:в VI веке до н.э. их цивилизация дос­тигла небывалого расцвета,а затем...но об этом чуть позже.