Понимание, наконец, наступило. Моё собственное понимание, с моей колокольни.

Почти три десятка лет размышлял о том, почему погибла Российская Империя. Что представлял из себя Николай II?

Как такое могло случится? Почему погибла Российская Империя? Из-за слабости и прочих личных недостатков Царя, как утверждает Радзинский?

----------------------<cut>----------------------

Автор: kot_begemott
Понимание пришло только сейчас, во время чтения книги Николая Старикова "Кто убил Российскую Империю?". Замечательная книга, между прочим. Хотя автор также намекает на слабости и неспособности Царя. И то он не сделал, и то недооценил, и то не понял...

А тут ещё по ТВЦ показали передачу про хоккей. Которым я никогда не болел, а так, следил в полглаза за тем, кто выиграл. И уж конечно я был не в курсе, что канадцы намеренно сломали ногу Харламову в "Суперсерии-72". Джентльмены, тоже мне, нашлись... И получается, что только наши парни играли честно.

...
И наш Царь — он тоже честно играл.

Вот оно, озарение. Российская Монархия была слишком аристократична для надвигающегося времени торгашей и шулеров. Последний Государь был слишком аристократичным для той своры, которая окружала его. Вишь, у Милюкова лучшим другом был американский банкир Якоб Шифф...

Нашей Монархии не хватало быдлости. Самой обычной быдлости, которая с избытком повалила после революции. И которая эту революцию совершала. Эта быдлость, тупая энергия, не имеющая представлений о высокой порядочности, чести и красоте — наше историческое наследие, она часть всех нас.

Рассуждая о Монархии, мы всегда рубим сплеча. Мы подходим к ней с нашими, быдловатыми мерками. Да, блин, перестреляй тогда тысячу демонстрантов, повесь пару главарей — и вся Россия успокоится. То же самое пишет и Н. Стариков.

И тут... Тут я вдруг вспомнил чеховский "Вишнёвый сад". То произведение, которое всегда мучило меня. Что мешало всем этим, очень хорошим людям — Раневской, Гаеву, Варе — последовать совету купца Лопахина, вырубить сад, а землю сдать дачникам? Они что, кретины, не понимали, что их ждёт? Какие такие объективные препятствия мешали им грамотно, "экономически эффективно" распорядится родовым имуществом? Почему ни у кого из них не было ни желания, ни сил?

И вовсе не случайно в пьесе фигурирует именно сад. Для главных действующих лиц красота сада не утилитарна, она самоценна. Это то, что нельзя продать. Красота есть жизнь, а жизнь есть красота.

Неслучайно и то, что сад вишнёвый — он цветёт всего две недели, а потом облетает на целый год. И листочки у вишнёвых цветков самые нежные. Ведь Чехов вполне мог поселить своих героев в парке на английский манер, или сделать сад цветочным...

Это была не особенность одних только русских аристократов. Почему старый Фирс (которого я всегда обожал, разве чуть поменьше, чем Максима Максимовича у Лермонтова) остаётся умирать один в заколоченном доме? Трудно взять табуретку, да разбить стекло?

Дело не в одних аристократах, из-за которых погибла Россия. Россия была единым целым. Она вся была как тот сад, с аристократами, приёмной дочерью, мечтательным болтуном Гаевым, студентом-импотентом, неблагодарным торгашём Лопахиным и старым Фирсом. Российская Империя была единым организмом. Она вся вместе должна была либо стать быдлом, либо погибнуть.

Николаю II не хватало той быдлости, которая была у Сталина. Мощной энергии, направленной на разрушение и строительство. Энергии, не жалеющей — во имя выживания — никого. Последний Государь был точно таким же аристократом, как в пьесе у Чехова.

И чем старше я становлюсь, тем всё лучше и лучше понимаю главных героев. Подростковая быдловатость проходит, становится больше созерцательности. Уже начал помаленьку понимать, что такое честь...

Да были у них силы. Всё у них было. Были крестьяне, которые вырубили бы сад за символическую плату. Тот же Лопахин дал бы взаймы на объявление в газете о продаже участков — расхватали бы вмиг, дачи как раз вошли в моду. Опубликовали бы в долг — в то время дворянам верили на слово, честь есть честь.

У них не было нравственной возможности уничтожать красоту. Не было возможности по-волчьи выть с волками. "Не хотелось" тут не подходит — не было возможности изменять своей системе ценностей. Они не могли предать сами себя. По той же самой причине дворяне стрелялись на дуэли — каждый должен был своей жизнью отвечать за слова, какой там ещё гражданский суд! Для людей того уровня их жизнь, достоинство, честь и представления о жизни и красоте были единым целым. Это мы, наследники быдла, готовы жертвовать всем ради материальных благ.

Россия должна была стать такой, как мы, или погибнуть. Она и стала потом нами. Не может аристократ с его нереальными понятиями существовать рядом с быдлом. Быдло тут же его растопчет или съест. Не будь быдляцкой революции с позднейшей сталинщиной — нас бы вырубили всех, как старый сад, и продали на участки дачникам. Всё это было нужно, и нисколько Николай II не виноват. "Нет виноватых"...

"Вся Россия — вишнёвый сад". Мы должны стать быдлом, как этот Запад (теперь — даже как Восток), или погибнуть.

Что выберете вы?

Примечания

*1Впервые задумался об этом ещё подростком, когда обратил внимание, как моя бабушка (1901 года рождения) смотрела на кадры старой хроники с участием последнего Государя.
Никогда её такой не видел. Она вся цвела. Эта была влюблённая девушка, а не женщина 70-лет, пережившая две войны и три голода.
Лицо её сияло. Она ела экран глазами. Она хотела прыгнуть туда.
Я не выдержал, и спросил:
— Да что там такое?
— Как что?!! Царя, царя показали! Царя нашего батюшку!
Она повернула ко мне лицо. В глазах у неё стояли счастливые слёзы.

Когда я слегка повзрослел и поумнел, то вдруг открыл, какой подарок сделала мне судьба. Рядом со мной — 24 часа в сутки — жил представитель исконно русского менталитета. Человек, мировосприятие которого было не просто укоренено в русской земле, но уходило в самую толщу народного мышления. Это был русский архетип в самом чистом, незамутнённом его виде. Русские сказки, предания, пословицы и поговорки. 3 класса той самой церковно-приходской школы. Абсолютная неиспорченность городской жизнью и образованием. И последние 15 лет её жизни я буквально доканывал её самыми разными вопросами.
— А что, в то время все так любили русского Царя?
— Всё любили. В деревне все любили. И в городах почти все. Только революционеры его не любили.
— А Сталина любили? У вас, в деревне?
— (задумавшись) Сталина уважали. Он был почти как царь. Не царь, но почти как царь.
— А Брежнев?
— (иронично) Ну какой Брежнев царь? Это не царь. У России должен быть настоящий царь. Которого все бы слушались и любили.
— А правда, что до революции в деревне была одна нищета?
— Никакой нищеты не было. Те, кто не любил работать, были бедные. Остальные хорошо жили. У всех была одна или две коровы, несколько свиней, куры и гуси. У нас была лошадь. На всю деревню было только две бедные семьи — у них не было детей, и мужчины пили, не хотели работать. И вообще, до революции в деревне куда лучше жили...