Встреча С. Лукьяненко с читателями в Минске

Сергей Лукьяненко – известнейший писатель-фантаст России. Одна из причин успеха – его книги написаны на языке нашего поколения. Его герои – это мы с вами. Достаточно сказать, что целый ряд книг Лукьяненко вдохновлен компьютерными играми; его персонажи – хакеры, ролевики, дети из дворовых банд и даже писатели-фантасты. Сходное впечатление производит сам Сергей Васильевич в живой беседе: открытый, остроумный, совсем не гордый человек, который не занимается самопиаром, а прямо отвечает на все вопросы. Поэтому встреча в «Доме Москвы» 11 ноября получилась очень информативной. Для тех, кто хотел попасть, но не смог – этот краткий пересказ.

----------------------<cut>----------------------

Про книги

Встреча С. Лукьяненко с читателями в Минске

К писателям-многостаночникам С. Лукьяненко себя не относит. Идеальной для себя считает работу над одним проектом, причем в ровном темпе:

«У меня было несколько случаев, когда текст, что называется, пёр. Сел и пишешь, и не можешь оторваться, и где-то 12 часов подряд вот так работаешь, выдаешь какое-то огромное количество текста и все, вроде, неплохо. Но обычно потом пару дней отвращение возникает даже при взгляде на компьютер, на лист бумаги. Не хочется уже. Все из себя выплеснул».
Еще меньше ему нравится идея не-писательских проектов:
«Все ситуации, что писатель организует какие-то проекты, курсы и прочее – это происходит по причине кризиса книжного рынка, фантастического в том числе».

В настоящее время С. Лукьяненко активно работает над продолжением романа «КваZи» под названием «Кайнозой». Обещает много забавных сюжетов: в Петербурге, куда переносится действие, внезапно оживает прах Федора Достоевского.

Другой роман – «Ловец снов», первые главы которого выкладывались в интернете, уже закончен на 2/3 и стоит в приоритете после «Кайнозоя». Правда, до завершения книги новые главы в сети не появятся.

Из более дальних планов – продолжения для «Недотепы»-«Непоседы», «Черновика»-«Чистовика». Теоретически третья книга может быть и в «Линии грез», но там, скорее всего, будет другой герой, у которого будет задача убить бессмертного императора Кея Дача. Также С. Лукьяненко с Н. Перумовым не отказались от идеи написать продолжение «Не время для драконов».

Особняком стоит цикл «Дозоров»:

«Я для себя оставил лазейку написать книжку про Антона Городецкого, который человек. Он лишился магических сил, но живет среди Иных. Он все знает, все помнит, но уже ничего не может».

Но делать из седьмой книги драму Лукьяненко не планирует:
«Я придумал ход, который позволяет все вывернуть наизнанку, просто перевернуть абсолютно все происходящие до этого события и все-таки позволить ему погеройствовать очень лихо, при том, что он, вроде как, человек. Может быть, я не выдержу и книгу напишу».

О книгах других авторов во вселенной «Дозоров» Лукьяненко отзывается положительно:

«Я сам читал – мне было интересно. Я получил удовольствие, прочитав «Цветной дозор», «Севастопольский дозор». Поклонников у «Дозоров» много, я не могу написать 20 романов, а с большим количеством народа можно их написать».

При этом сам Лукьяненко не является соавтором:
«Даже когда я участвовал в написании, я участвовал в небольшой мере. Основную работу выполняли молодые авторы. По сути, фамилия ставилась для раскрутки серии. Я контролирую то, что там пишется, но контролирую на уровне сюжета, синопсиса, основных идей».

Другую знаменитую серию – «Лабиринт отражений» – автор не воспринимает всерьез.

«Я написал ее абсолютно на спор. Тогда появился не известный никому жанр киберпанк. Его очень хвалили мои друзья-знакомые. Я прочитал несколько вещей – мне очень не понравилось. Вот это вот все: какая-нибудь розетка за ухом, куда втыкается провод, и дальше идет какая-то грязь, кровь – и всё это в виртуале. Ну, ерунда какая-то. Мне говорят: «Да какая это ерунда? Попробуй, докажи, что это плохо». Я ответил: «Да я напишу лучше. Я напишу киберпанк с человеческим лицом». И я сел, и буквально за 15 минут придумал этот сюжет и написал. Самое смешное, что у меня тогда не было ни интернета (вообще интернет только появлялся), я даже в Фидо, по-моему, не был. У меня там компьютер стоял какой-то самый простецкий, не подсоединенный ни к каким сетям. То есть что такое сеть, я совершенно не представлял и все это фантазировал, как это должно выглядеть. Но у меня были друзья, которые как-то этим занимались. Они давали какие-то еще советы. Такие персонажи, как Маньяк, компьютерный маг – это реальные люди, это их никнеймы. Они действительно мне помогали советами, меня консультировали».

Подростковую литературу писатель четко отделяет от взрослой:

«В подростковых вещах не всегда можно похулиганить. А иногда хочется похулиганить: и немножко треша, и немного жестокости напустить. Так что я стараюсь их разделять».
Своими подростковыми книгами считает «Танцы на снегу», «Рыцари сорока островов» и «Недотепу» с продолжениями.
«Хотя и сам я в 11 лет читал Декамерона, и меня это совершенно не смущало»,
– добавляет автор.

На будущее книгоиздания С. Лукьяненко смотрит с оптимизмом:

«Книжный кризис – мировой. Он ударил по всему книгоизданию. Удар, в основном, нанесли электронные книги, хотя на Западе за них даже платят. Но я буквально неделю назад общался со своим литагентом, он только что вернулся из Франкфурдской книжной ярмарки, она одна из самых больших в мире. И он сказал, что уже второй или третий год четкая тенденция: падают электронные тиражи, поднимаются тиражи бумажные. Оказалось, что люди хотят брать в руки бумажную книжку и читать ее».

Про экранизации

Встреча С. Лукьяненко с читателями в Минске

По словам С. Лукьяненко, у него выкупили права на экранизацию абсолютно всех его книг, но серьезная работа ведется всего над несколькими фильмами. Экранизация «Черновика» должна выйти уже в 2017 году, и уже запланирована вторая часть – «Чистовик». В работе сериал «Ночной дозор». Большие надежды вселяют фильмы «КваZи» и «Застава». Сценарий последнего Лукьяненко как раз дописывает.

Невидимая сторона индустрии – множество незавершенных проектов.

«Это кино. Вы бы представляли, какое огромное количество труда было сделано в разных проектах – и исчезло».
По словам С. Лукьяненко, он написал 40-50 сценариев, по которым так ничего и не вышло.
«А вы знаете, что какое-то время назад начал сниматься многосерийный мультипликационный фильм «Детский дозор»? Это была совершенно шутливая идея, которая внезапно стала воплощаться. Там был фильм про то, как некие непонятные злодеи разгромили школу магов Ночного дозора, Дневного дозора, и в результате Гесеру и Завулону пришлось объединиться и всех юных учеников собрать в одном тайном месте где-то в подземельях под Москвой на тайной станции метрополитена. И там их поместили в особую тайную школу. То есть это была такая идея подросткового мультсериала. Мы написали серий 12 сценария и две серии даже сняли. Они существуют, но в прокат ничего не пошло, всё заглохло».

Проблему автор видит в лени режиссеров и нежелании рисковать:

«У нас режиссеры просто боятся браться за фантастическую тему. Они лучше в 150-й раз снимут про то, как Сталин в ГУЛАГ послал какого-нибудь красного командира. Расстрелял, а потом послал в ГУЛАГ, а потом еще раз оттуда вызвал и снова расстрелял лично. Или про то, как в 60-е годы длилась жизненная драма. На телевидении есть такой иронический термин – ТЖД, тяжелая женская доля. «Что снимаешь? – ТЖД. – А, понятно»».

Выход предлагает искать в сериалах: они дешевле, и там можно полноценно показать интересный сюжет. Неплохим примером называет «Чернобыль. Зона отчуждения». А вот к «Игре престолов» относится без симпатии:

«Я просмотрел первые 2-3 серии и понял, что все-таки количество треша, крови, жестокости для меня немножко зашкаливает. Точно так же сериал «Дикий запад». Вот я смотрю: прекрасно сделано, лихо закручено. Но посмотрел две серии – и к третьей никак не вернусь, не начну смотреть. Хотя мне интересно. Но я понимаю, что мне этот уровень жестокости неприятен».
К слову, существует 4-серийная версия «Ночного дозора», которая не была показана. Точно так же параллельно с фильмом готовится 4-серийная версия «Черновика».

Про Master of Orion

Встреча С. Лукьяненко с читателями в Минске

У создателей Master of Orion действительно была идея пригласить С. Лукьяненко в проект.

«Вы знаете, там очень странно все было. Со мной связывались заранее. Меня зондировали насчет каких-то взаимодействий типа «не напишите ли вы книгу еще одну, а мы ее будем распространять вместе с игрой» или «не поработаете ли над сюжетом игры». Я сказал, что Master of Orion – моя любимая игра, до сих пор стоит в DOS Box’е. Так что, говорю, с удовольствием. Но потом люди все куда-то исчезли. Когда мне презентовали эту игру, я сказал: «Жалко, что не поработали». – «Ну, вы же отказались». Я говорю: «Как я отказался?» – «Ну, вот там девочка, которой поручили с вами связаться, она сказала, что вы отказались, что вам не интересно». То есть что у девочки было в голове, я не знаю. Я прислал копии писем: «Где же тут я отказался-то?» Мне говорят: «Блин, она уже уволилась, работает уже не у нас. Даже уволить не можем».

Саму игру оценивает сдержано.
«Я попробовал поиграть – мне как-то совершенно не пошло. Если бы мне дали возможность набросать хотя бы какую-то основную сюжетную канву игры, я бы там с удовольствием поработал. Увы, не позвали вовремя».

***
У каждой индустрии свои законы. Экранизаций С. Лукьяненко мы не видели уже десять лет. Последнюю игру по мотивам – шесть лет назад. Не в обиде только читатели, ведь романы выходят в срок и по-прежнему проглатываются на одном дыхании. Вывод прост: радость чтения нам ничто не заменит.