Древняя Греция: Однополая любовь в разных проявлениях

Не афишируемая сторона жизни колыбели европейской цивилизации

Древняя Греция: Однополая любовь в разных проявлениях

В некоторых греческих обществах (как например в Спарте, Фивах или на Крите) гомосексуальные связи были институционализированы: в Спарте, например, каждому подростку просто полагалось иметь «поклонника», который отвечал за его воспитание и штрафовался за его провинности. В других обществах, и прежде всего в классических Афинах, в отношении к таким связям существовало известное противоречие. С одной стороны, ценности и эстетика любви к юношам широко принимались и практиковались; с другой же стороны, пассивная, «женская» роль в половом акте считалась позорной и недостойной свободного гражданина. В Афинах существовал закон, лишавший гражданской чести (то есть значительной доли гражданских, прежде всего политических, прав) того, кто «отдавал свое тело в разврат». Понятно, что граница между осуждаемым «развратом» и идеализируемой «любовью» была (как впрочем и в наше время) достаточно субъективной. Её проводили по наличию корыстных мотивов; впоследствии философы выдвинули концепцию «платонической любви».

Такой моральной проблемы не видели в отношении неграждан и тем более рабов: существовала мужская проституция и мужские публичные дома. ©Wikipedia

Предупреждение: В посте есть неприличные картинки Античности

----------------------<cut>----------------------

В Древней Греции гомосексуальные отношения и мужская проституция была распространена не менее, чем женская,часто ей даже отдавали предпочтение.

Древняя Греция: Однополая любовь в разных проявлениях

Индивидуальная любовь проявлялась в древности гораздо менее по отношению к гетерам, чем по отношению к лицам того же пола: мужчин – к мальчикам и юношам, женщин – к другим женщинам. В связи с этим развилась обширная гомосексуальная проституция.

Греки без стеснения сбрасывали платье, чтобы бороться и бегать. Даже молодые девушки в Спарте занимались гимнастикой и фехтованием почти нагими. Все большие празднества – олимпийские, пифийские и немейские игры – были «выставкой и триумфом обнаженного тела». Так как греки страстно поклонялись совершенству тела, то они не стыдились во время священных праздников обнажать его перед богами.

Древняя Греция: Однополая любовь в разных проявлениях

Любовь к красоте мужских форм вырабатывалась в гимназиях и в других общественных местах, где толпилась нагая молодежь и где она сообща занималась телесными упражнениями. Во время больших праздников и в театре также представлялась возможность любоваться мужской красотой и силой.

Сами половые признаки тоже были предметом наивного эстетического восхищения.

Поэтому физическое половое наслаждение во всех его проявлениях, даже так называемых «извращенных», было для древних естественным, элементарным.

Древняя Греция: Однополая любовь в разных проявлениях

Этот порок за который в Спарте, по свидетельству Платова и Ксенофонта, подвергали бесчестию, изгнанию и смерти, далеко не везде встречал подобное отношение; так в Эолии и Беотии он не только допускался, но вполне признавался законом. Порок этот был настолько распространен в Халкиде, Эвбее, Хиосе и на островах Архипелага, что названием этих местностей иногда пользовались для образования синонимов глагола paiderastein, заниматься содомией.

Греки видели в педерастии не более, как необычную страсть, особую форму распущенности. Она считалась явлением вполне естественным, почти почетным. Несомненно, что педерастия уживается с самым здоровым умом и с самыми блестящими способностями. Поэты воспели противоестественные связи богов, любовь Миноса к Тезею, Лайля к Хризиппу. Философ — перипатетик Иерононим восхвалял педерастию и "фивский легион", а Агнон — считал вполне естественным существование в Спарте проституции обоих полов до брака

Древняя Греция: Однополая любовь в разных проявлениях

Мужская проституция пользовалась тогда почти равными правами с женской и достигла таких размеров, о которых в настоящее время невозможно себе представить. Проституированные мальчики и кинеды, встречаются едва ли не чаще в литературе , чем проститутки-женщины.

Древняя Греция: Однополая любовь в разных проявлениях

Древняя Греция: Однополая любовь в разных проявлениях

Древняя Греция: Однополая любовь в разных проявлениях

Как обширна была такого рода проституция уже в V веке, видно из произведений Аристофана, который очень наглядно описывает приставание уличных проституированных мальчишек к мужчинам «с сладкими нашептываниями», чтобы вступить с ними в связь.

«В Александровскую эпоху входит в моду брить лицо, и место бородатых греков занимает поколение с гладкими щеками, которое заботится о том, чтобы искусственно сохранить призрак юношеской нежности лица. Туалетное искусство, окрашивание волос в светлую краску, искусственное украшение волос, разрисовывание бровей, приготовление тонких косметических средств и мазей – все это культивируется с большой тщательностью. Не только женщины, но и мужчины стараются при помощи таких средств прийти на помощь природе… Таким образом, в массе греки того времени были изнеженны и женственны».

Едва ли в древности существовал другой класс людей с такой характерной наружностью, как проституированные мужчины, тип которых все сатирики и физиогномики описывают совершенно одинаково. По Лукиану, существовала поговорка, что легче спрятать под мышкой пять слонов, чем одного кинеда, настолько он типичен по костюму, походке, взгляду, голосу, изогнутой шее, румянам и т. д.

Древняя Греция: Однополая любовь в разных проявлениях

Древняя Греция: Однополая любовь в разных проявлениях

Волосы они носили либо длинными локонами, или же причесывали в искусную прическу. При помощи раскаленного железа кинеды точно так же завивали волосы, как проститутки.

Большинство проституированных мужчин старались при помощи искусственного удаления волос походить на юношей или мальчиков.
Говорили они обычно хоть и тонким, но в то же время хриплым и визгливым, неестественным и дрожащим голосом. Но наиболее характерной была походка. Собственно типичным в ней было сладострастное движение бедер, вероятно, в подражание аналогичной походке у проституток.

Древняя Греция: Однополая любовь в разных проявлениях

Они в изобилии употребляли пахучие мази и масла и румянились. Уже издалека чувствовались их духи. В качестве благовонной мази употребляли обыкновенно нард. Благодаря блестящим от черной мази волосам кинеда можно было различить уже издали.

Подобно проституткам, мужчины старались обращать на себя внимание дорогой, пестрой одеждой и золотыми украшениями. Эсхин говорит о «нарядных верхних одеждах» и «нежных нижних одеждах» кинедов, симулировавших женское платье.

Древняя Греция: Однополая любовь в разных проявлениях

Заяц — типичный подарок за любовь

Cимпосион(Symposion)

Это дружеские мужские пирушки — туда допускались гетеры и авлетриды,
Там же присутствовали и юноши-виночерпии, музыканты, танцоры и проститутки.

Древняя Греция: Однополая любовь в разных проявлениях

Древняя Греция: Однополая любовь в разных проявлениях

Древняя Греция: Однополая любовь в разных проявлениях

Древняя Греция: Однополая любовь в разных проявлениях

Древняя Греция: Однополая любовь в разных проявлениях

Призывные звуки для приманки клиентов были различны в разных городах. В Тарсе звук, которым эти гомосексуальные «дневные сонливцы», по выражению Дио, привлекали своих клиентов, похож был на храп, причем они издавали его как на улицах, базарах, у театра и в палестрах, так и в борделях. «То был дикий, отвратительный звук, музыка, которая начиналась вместе с рассветом».

Древняя Греция: Однополая любовь в разных проявлениях

Древняя Греция: Однополая любовь в разных проявлениях

Вот что пишет Дион Хризостом (Златоуст):
«...Эти люди — самое тяжкое бесчестье для отечества и должны были бы изгнать их из страны, как следовало бы изгнать их отовсюду. Закон грозит им всевозможными карами, отдает их всеобщему презрению и, тем не менее, их встречаешь везде и всюду. Этим порокам заразились и мальчики и юноши. Они еще не потеряли целомудрия, но приучились смотреть на этот порок, как на вещь почти обыкновенную; и хотя они еще удерживаются от поступков, но уже сильно желают их».

Обслуживающие симпосион юноши: виночерпии, приглашаемые музыканты, флейтисты, танцоры- также как гетеры и авлетриды- свободно предлагались в качестве сексуальных партнеров.

Древняя Греция: Однополая любовь в разных проявлениях

Древняя Греция: Однополая любовь в разных проявлениях

Гомер никогда не упоминает о каких бы то ни было педерастических отношениях. Но уже Солон описывает педерастию как безобидную радость юности, и в цветущую эпоху Эллады такие мужи, как Эсхил, Софокл, Сократ и Платон, были педерастами.

Характер этих отношений своеобразен; качества мужчины, его геройство через посредство любви передаются любимому мальчику. Поэтому общество считает желательным, а государство даже настаивает, чтобы выдающиеся мужчины любили мальчиков; поэтому мальчики предлагают себя героям. Для мальчика считалось позором не найти себе возлюбленного, и считалось за честь – которую на Крите праздновали и публично, и в семье, – если мальчик приобретал любовь уважаемого возлюбленного и торжественно соединялся с ним.

Древняя Греция: Однополая любовь в разных проявлениях

«Цвет юности двенадцатилетнего мальчика, поистине желанен, но в тринадцать лет он еще более восхитителен. Еще слаще цветок любви, расцветающий в четырнадцать лет, а к пятнадцати его очарование возрастает. Шестнадцать лет — это божественный возраст». — пишет Страбон, греческий ученый той поры.

Благодаря войнам, похищению и обширной торговле рабами, а также чрезвычайно частому подкидыванию детей, тысячи мальчиков и девочек попадали в рабство. Число их в отдельных городах в несколько раз превосходило число свободных граждан.

Согласно взглядам, которые разделялись даже такими людьми, как Платон и Аристотель, рабы считались, по сравнению со свободными людьми, низшими существами, порочными от рождения. За исключением лишения жизни, которое могло быть произведено только по решению суда, рабы находились в полном распоряжении своих господ, которым разрешено было какое угодно дурное обращение с ними.

Древняя Греция: Однополая любовь в разных проявлениях

Древняя Греция: Однополая любовь в разных проявлениях

Сводники скупали похищенных пиратами или во время войны мальчиков и девочек, для этой же цели воспитывались и продавались подкидыши.

Кроме рабов, проституцией занимались также многие вольноотпущенники. Число же вполне свободных лиц этой древнейшей профессии было в Греции невелико, и только во времена императоров они составляли более значительный контингент.

Древняя Греция: Однополая любовь в разных проявлениях

Рабов-мальчиков готовили для этой цели уже с ранней юности, подобно тому, как это делалось и с рабынями, предназначенными для проституции. Многим удавалось впоследствии благодаря какому-нибудь любовнику выкупить себя на свободу и достигнуть высокого положения.

Рабы были лишены известных прав и достоинств граждан. Так, аттические рабы исключены были из общества мальчиков и не имели права заниматься упражнениями в гимназиях, а все вообще греческие рабы были неправоспособны.

Древняя Греция: Однополая любовь в разных проявлениях

Древняя Греция: Однополая любовь в разных проявлениях

Древняя Греция: Однополая любовь в разных проявлениях

Юноши-виночерпии

Ввоз иностранных рабов был поистине колоссальный. Их отделяли по национальности и цвету, чтобы у всех была одинаково гладкая кожа, равной длины первый пушок, одинакового качества волосы на голове, чтобы ни один, имеющий ровные волосы, не замешался среди курчавых». Особенной любовью пользовались проституированные мужчины из Египта. Они были известны своими едкими, циничными остротами и находчивостью.

Среди проституток мужского пола различали две категории, высший и низший класс. К первому принадлежали прежде всего музыкально образованные проституированные мальчики, цитристы и лирники, танцоры, актеры и т. п.

Древняя Греция: Однополая любовь в разных проявлениях

Древняя Греция: Однополая любовь в разных проявлениях

Древняя Греция: Однополая любовь в разных проявлениях

Древняя Греция: Однополая любовь в разных проявлениях

Древняя Греция: Однополая любовь в разных проявлениях

Древняя Греция: Однополая любовь в разных проявлениях

Древняя Греция: Однополая любовь в разных проявлениях

Юноши и мальчики-артисты

Оплата услуг

Место для проституированных мужчин находилось обыкновенно в древних городах там же, где и для проституток. Затем, для завязывания знакомства и сношений служили также места собраний мужчин: аптекарские лавочки, лавочки для мазей, парикмахерские, лавочки для игры в кости и других игр, меняльные лавочки, мастерские, бани, школы, гимназии и палестры, театры и храмы.

Древняя Греция: Однополая любовь в разных проявлениях

К услугам мужской проституции существовали собственные бордели. Мальчики стояли перед ними голыми и без стеснения позволяли осматривать себя.

Наконец, и женские бордели были доступны для проституированных мужчин и их клиентов как места для свиданий. Проститутки отдавали им внаймы свои кельи на время.

Древняя Греция: Однополая любовь в разных проявлениях

Древняя Греция: Однополая любовь в разных проявлениях

Мешочек с монетами

Древняя Греция: Однополая любовь в разных проявлениях

Заяц — плата за любовь

Древняя Греция: Однополая любовь в разных проявлениях

Самый популярный подарок — петух

Петух часто изображался на вазах, как любовный подарок мужчины выбранному юноше

Как и у женских проституток, за первое сношение платили особенно дорого.

Первоначально гомосексуальная любовь распространялась у греков только на мальчиков-подростков, не достигших еще полного развития половой зрелости. С началом роста бороды и волос на половых частях мальчики переставали быть предметом эстетического поклонения и чувственных вожделений. С другой стороны, непривлекательным считался также и чересчур незрелый мальчик.

Низшую границу представлял приблизительно возраст в двенадцать лет, а высшую – в восемнадцать. Во всяком случае, подросток возбуждал всего больше желаний. А потому, перейдя за этот возраст, мальчики должны были, если они желали и впредь сохранить свою клиентуру, искусственными мерами (удалением волос и т. п.) поддерживать соответственный вид, чтобы обманывать клиентов.

Древняя Греция: Однополая любовь в разных проявлениях

Юноша держит в руках мешочек с орехами- подарок за любовь

Мальчики от 12 до 18 лет употреблялись только как пассивные педерасты, между тем как более взрослые проституированные мужчины служили для взаимного удовлетворения. Во всяком случае, число таких мальчиков и мужчин было отнюдь не меньше, а может быть даже, и больше числа женщин-проституток.

При всеобщем распространении в древности любви к мужчинам клиенты мужской проституции принадлежали ко всем слоям общества, начиная с самых высших и кончая рабами.

Бичуемая уже Аристофаном проституция рожденных свободными мальчиков, даже из знатных фамилий, встречалась во времена империи довольно часто- даже сыновья знатных отцов продавали себя за подарки и что мальчики в школах взаимно поощряли друг друга к проституции, так что этих юношей уже незачем было развращать.

Древняя Греция: Однополая любовь в разных проявлениях

Иногда возлюбленные, даже принадлежавшие к рабскому сословию, часто до такой степени были господами своих богатых любовников, что это позволяет говорить о мазохизме со стороны последних.

Величайшие люди Греции находились во власти этой дикой страсти к мальчикам, герой Греции, Эраминанд, был любовником своих солдат, и когда он пал на поле битвы при Матинее, два верных солдата, бывшие его любовники, от отчаяния пронзили свои тела мечом.

Древняя Греция: Однополая любовь в разных проявлениях

Даже сам Александр Великий любил только мужчин, и даже до такой степени, что было трудно заставить его принять меры предосторожности, необходимые для упрочнения его славы, солдаты Александра краснели от того, что этот царь делал с евнухом Багоасом.

В десятой беседе гетер Лукиана описан киник Аристенет, который произносит добродетельные речи и предостерегает своих молодых учеников от сношений с гетерами, потому что он закоренелый педераст и хочет сохранить наиболее красивых юношей для самого себя.

Сенека говорит о большинстве философов-педерастов, что они проповедуют свой собственный позор. «Когда слышишь их громовые речи, невольно думаешь, что они делают признания относительно самих себя».

Еще более, чем половое лицемерие, развитию проституции способствовала мизогиния, женоненавистничество. Она представляет, главным образом, продукт греческой культуры и связана с полным исключением женщин из общественной жизни, которое может быть доказано уже во время Гомера, и с уже очень рано распространенным взглядом, что природа женщины сама по себе есть зло.

Ряд убийств известных тиранов красивыми мальчиками, которые были с ними в гомосексуальных отношениях, привело к тому, что педерастия приобрела политический оттенок, репутацию любви к свободе, которая возвышала ее в глазах афинян.

Тайные клубы, которые, естественно, были в то же время местами для занятий мужской проституцией, устраивали гомосексуальные оргии самого развратного характера в тайных собраниях, на которые допускались одни только мужчины. Такие клубы педерастов существовали уже тогда в Коринфе и Афинах.

Необходимо зарегистрироваться чтобы прочитать текст или скачать файлы

Рабыни или рабы, которые продавались и отдавались торговцами внаймы, были частью военнопленными, частью же это были люди, похищенные в детстве и воспитанные затем для целей проституции. Так часто бывало с брошенными детьми. Таким образом, античная торговля девушками не испытывала недостатка в «товаре» и достигла обширных размеров.

Место продажи девушек и мальчиков, предназначенных для проституции, находилось в центре обращения города – на рынке. Они позорно выставлялись здесь в грязных, уже издали видных лавчонках, где и продавались. Предназначенные для продажи рабы и рабыни выставлялись публично совершенно голыми на вращающейся подставке или на каменной плите, и их можно было без стеснения осматривать и ощупывать с головы до пят.

Гомосексуализм в современном понимании, то есть связь между двумя мужчинами примерно одного возраста, в это время встречалась редко, а половые сношения с мальчиком, не достигшим подросткового возраста, были вообще наказуемы.

В начале VI века до н. э.Солон постановил карать смертной казнью любого взрослого мужчину, обнаруженного в помещении школы для мальчиков, не достигших подросткового возраста, не имевшего на то разрешения.

Первые законодатели Греции, Дракон, Солон и др., прилагали все старания к подавлению гибельных последствий противоестественной любви и особенно заботились о защите детей от покушения взрослых. Были установлены самые суровые наказания за проституирование свободнорожденного ребенка или женщины.

Для участия детей в празднествах Вакха закон устанавливает возраст не менее 14 лет, т.е. возраст наступления зрелости. По мысли законодателя ребенок должен получить хорошее воспитание и дать полезного отечеству гражданина. Но если природные свойства с самого начала испорчены порочным воспитанием, то, выросши, дети могут превратиться только в испорченных граждан.

Далее, Эсхин напоминает судьям закон против мужчин, которые сами занимаются проституцией; закон этот гласит: «Кто из афинских граждан занимается развратом для удовольствия других, не может быть избран в число архонтов; он не может быть жрецом, не может выступать на суде, не может быть должностным лицом ни в городе, ни вне его, ни по жребию, ни но избранию, он не может быть вестником или послом на войне. Он лишен права участия в сенате и права голоса в народном собрании».Все эти предосторожности, принятые законодателем, показывают, как сильно было тяготение греков к противоестественному пороку.

Но, несмотря на всю суровость законов, Афины прославились своей педерастией и педофилией.

В Спарте, на греческом острове Эвбея и в беотийском городе Фивы она была напрямую связана с военными успехами, считаясь одним из признаков доблести. Как говорил Платон, «горстка любящих и возлюбленных, сражавшихся плечом к плечу, могла победить целую армию. Для любовника было невозможным бросить оружие и бежать из рядов воинов на глазах у своего возлюбленного. Он предпочтет тысячу раз умереть, чем подвергнуться такому унижению… Самых трусливых воодушевлял бог любви, и они становились равными любому смельчаку».

Знаменитый «Священный отряд» фиванцев состоял из 150 пар, связавших себя узами преданности и от того сражающимися друг за друга с чрезвычайной отвагой. В битве при Херонее, положившей конец независимости Греции, «Священный отряд» пал в полном составе, вызвав восхищение их противника — Филиппа Македонского(отца Александра Великого).

Древняя Греция: Однополая любовь в разных проявлениях

Памятник погибшим воинам «Священного отряда»

После битвы Филипп, осматривая трупы, оказался на том месте, где в полном вооружении, грудью встретив удары македонских копий, лежали все триста мужей, и на его вопрос ему ответили, что это отряд любовников и возлюбленных; царь заплакал и промолвил: «Да погибнут злою смертью подозревающие их в том, что они были виновниками или соучастниками чего бы то ни было позорного».

Немного мифологии: Зевс и Ганимед

Ганимед был украден по приказу Зевса, был у него виночерпием и исполнял по отношению к Зевсу (Юпитеру) недвусмысленные обязанности, которые в настоящее время не были бы предметом восхваления.

Древняя Греция: Однополая любовь в разных проявлениях

Древняя Греция: Однополая любовь в разных проявлениях

Древняя Греция: Однополая любовь в разных проявлениях

Древняя Греция: Однополая любовь в разных проявлениях

Зевс и Ганимед — сцены с петухом

Вот времена, вот нравы!
О времена, о нравы!

Комментарии

  1. Рейтинг: 0+
    tankish «» 15 июня 2011, 00:46 #

    Старый анекдот.
    Сын гадает кроссворд:
    Папа,у какой птицы самые большие яйца?
    Папа: ???
    Сын: У страуса!
    Папа: Так вот почему он такие медленные вальсы сочинял!

  2. Рейтинг: 0+
    tankish «» 15 июня 2011, 00:35 #

    Заяц — плата за любовь!

  3. Рейтинг: 0+
    madmanager «» 13 июня 2011, 21:01 #

    Древнеахейская или доахейская организация общества, скорее всего предполагала заметные признаки матриархата. Это обстоятельство отразилось на положении женщины в Спарте, принципиально отличном от положения женщины в других греческих государствах. Спартанские законы несут в себе архаику коллективного брака. Распределение на брачные пары в Спарте не является абсолютным, роль и влияние семьи была ограничена. Напротив, роль матери чрезвычайно велика, а женщины прямо вмешивались в дела мужчин, отдавая мужчинам первенство только в войне и законодательстве.

    Историческое предание передает историю о том, как жена царя Леонида Горго ответила на замечание афинянки: «Одни вы, спартанки, делаете что хотите со своими мужьями». Горго ответила: «Да, но ведь одни мы и рожаем мужей». Многим здесь хочется видеть остроумие. На самом деле речь идет о высоком статусе, подкрепленном законом. Женщина до передачи мальчика в общественное воспитание полностью определяет его жизнь, а потом служит для него главнейшим нравственным авторитетом. Отец же вынужден проводить время в войнах, военных учениях и общественных обязанностях. Мы видим соединение мужского и женского начал в спартанском обществе, которое еще не приведено в систему соподчиненных статусов.

    Легендарная история об амазонках больше всего подходит именно спартанкам. Они с юных лет проходили физическую и военную подготовку – упражнялись в беге, борьбе, метании копья и диска.
    По свидетельству Плутарха, эти упражнения отличались тем, что невозможно было для остальной Греции. Женская нагота в Спарте не была постыдной. Если всюду в Греции спортивные состязания предполагали мужскую наготу, а женские состязания были запрещены, то в Спарте во время состязаний одежды не слишком прикрывали женскую наготу. Сохранившиеся изображения демонстрируют спартанских бегуний в коротких хитонах.

    Проблема легко разрешается, если вспомнить, что в Спарте жили не только спартанцы. Более того, спартиаты составляли лишь очень небольшую долю населения и специализировались на военном деле. Свободные периеки и относительно несвободные илоты при увеличении численности вполне могли отправляться в зарубежные греческие колонии. А спартиаты не увеличивались численно в силу своей профессии.

    Вероятно, Плутарх что-то перепутал. В спартанском искусстве нет женской обнаженной натуры. Зато она широко присутствует в афинском искусстве, где обнаженные божества были обычным объектом ваятелей. Примечательно, что Артемида, имевшая у Спартанцев характер богини-праматери, не изображалась без одежды даже фривольными афинскими мастерами. Впрочем, они не позволяли себе подобного и в отношении своей праматери Афины.

    Афнские изображения обнаженной Афродиты многочисленны, как и ее храмы, где бытовала храмовая проституция, а одно из приемлемых для богини прозвищ так и звучало: Афродита-Проститутка (Афродита-Порнея). Спартанцы, не принимавшие подобной распущенности, награждали Афродиту презрительными и неприличными прозвищами: Афродита-Перибасо (буквально – «гулящая» или «уличная»), Афродита-Трималитис («пронзенная насквозь»). Это подтверждает, что проституция в Спарте была делом постыдным.

    В ответ на спартанское презрение к распутству вся Аттика осыпала насмешками обычай спартанских девушек не носить ничего, кроме хитона с высоким боковым разрезом, открывавшим при ходьбе бедра. Даже сложилось устойчивое выражение «одеваться на дорический манер». Считается, что за пределами Спарты хитон был только домашней одеждой.

    Тот же Плутарх в повествовании о Ликурге передает короткую притчу:

    «Часто вспоминают, например, ответ спартанца Герада, жившего в очень давние времена, одному чужеземцу. Тот спросил, какое наказание несут у них прелюбодеи. “Чужеземец, у нас нет прелюбодеев”, — возразил Герад. “А если все-таки объявятся?” — не уступал собеседник. “Виновный даст в возмещение быка такой величины, что, вытянув шею из-за Тайгета, он напьется в Эвроте”. Чужеземец удивился и сказал: “Откуда же возьмется такой бык?” — “А откуда возьмется в Спарте прелюбодей?” — откликнулся, засмеявшись, Герад».

    При возможных остатках формы группового брака, трудно представить, чтобы супружеская неверность и сексуальные отношения вне брака могли быть в Спарте освещены законом. Только в Спарте вступление в брак было обязательным и закрепленным законом. В Афинах, например, Солон не только отказался ввести такой закон, определив, что «женщина – мертвый груз на жизни мужчины», но также стал основателем первого публичного дома (550 г. до н.э.). В Афинах был широко распространен и даже поощряем гетеризм. Демосфен говорил, что уважающий себя грек должен держать при себе, помимо жены, гетеру — «для душевного комфорта». Перикл из-за связи с милетской гетерой Аспасией развелся со своей женой. Помимо Афин другим центром эллинской проституции был Коринф, где действовал богатейший храм Афродиты, широко практиковавший храмовую проституцию. Существовал даже союз храмовых проституток-«антивесталок».

    Еще один домысел о спартанцах связан с современной трактовкой: яко

    • Рейтинг: 0+
      madmanager «» 13 июня 2011, 21:02 #

      Еще один домысел о спартанцах связан с современной трактовкой: якобы, в сугубо мужских спартанских сообществах был широко распространен гомосексуализм. Домысел этот может быть обоснован тем, что подобное известно из более поздней истории. Скажем, среди японских самураев, лишенных всякого общения с женщинами, гомосексуализм практиковался и не осуждался. Но в Спарте подобных ограничений не было. Напротив, свобода женщин была беспрецедентна в сравнении с другими греческими государствами.

      Современный интерпретатор приписывает Платону слова, якобы, сказанные непременно о Спарте:

      «Горстка любящих и возлюбленных, сражавшихся плечом к плечу, могла победить целую армию. Для любовника было невозможно бросить оружие и бежать из рядов воинов на глазах у своего возлюбленного. Он предпочел бы тысячу раз умереть такому унижению... Самых трусливых воодушевлял Бог любви, и они становились равными любому смельчаку».

      На самом деле читаем в «Пире» речь Федра:

      «И если бы возможно было образовать из влюбленных и их возлюбленных государство или, например, войско, они управляли бы им наилучшим образом, избегая всего постыдного и соревнуясь друг с другом; а сражаясь вместе, такие люди даже и в малом числе побеждали бы, как говорится, любого противника: ведь покинуть строй или бросить оружие влюбленному легче при ком угодно, чем при любимом, и нередко он предпочитает смерть такому позору; а уж бросить возлюбленного на произвол судьбы или не помочь ему, когда он в опасности, — да разве найдется на свете такой трус, в которого сам Эрот не вдохнул бы доблесть, уподобив его прирожденному храбрецу? И если Гомер говорит, что некоторым героям отвагу внушает бог, то любящим дает ее не кто иной, как Эрот». И далее: «Ну, а умереть друг за друга готовы одни только любящие, причем не только мужчины, но и женщины».

      Только извращенный ум наших современников, смешивающий любовь и секс, может найти здесь нечто гомосексуальное. И только некий «социальный заказ» может приписать Спарте свободную игру мыслями, записанную Платоном.

      Гомосексуальная версия опирается не все того же Плутарха, в сочинении которого есть строки, посвященные формированию «царского отряда», подобного тому, который мы знаем как «300 спартанцев»:

      «Священный отряд, как рассказывают, впервые был создан Горгидом: в него входили триста отборных мужей, получавших от города всё необходимое для их обучения и содержания и стоявших лагерем в Кадмее; по этой причине они носили имя „городского отряда“, так как в ту пору крепость обычно называли „городом“. Некоторые утверждают, что отряд был составлен из любовников и возлюбленных. Сохранилось шутливое изречение Паммена, который говорил, что гомеровский Нестор оказал себя неискусным полководцем, требуя, чтобы греки соединялись для боя по коленам и племенам, вместо того, чтобы поставить любовника рядом с возлюбленным. Ведь родичи и единоплеменники мало тревожатся друг о друге в беде, тогда как строй, сплочённый взаимной любовью, нерасторжим и несокрушим, поскольку любящие, стыдясь обнаружить свою трусость, в случае опасности неизменно остаются друг подле друга. И это не удивительно, если вспомнить, что такие люди даже перед отсутствующим любимым страшатся опозориться в большей мере, нежели перед чужим человеком, находящимся рядом, — как, например, тот раненый воин, который, видя, что враг готов его добить, молил: „Рази в грудь, чтобы моему возлюбленному не пришлось краснеть, видя меня убитым ударом в спину“. Говорят, что Иолай, возлюбленный Геракла, помогал ему в трудах и битвах. Аристотель сообщает, что даже в его время влюблённые перед могилой Иолая приносили друг другу клятву в верности. Вполне возможно, что отряд получил наименование „священного“ по той же причине, по какой Платон зовёт любовника „боговдохновенным другом“».

      Конечно же, современному скабрезнику не заметить слов «некоторые утверждают», которые свидетельствуют лишь о предположении. Как не заметить и того, что термин «любовники» в древнегреческом языке мог вообще исключать телесную сексуальность.

      Относительно данного текста надо указать, что он относится вовсе не к Спарте, а к Беотии того периода, когда в результате переворота из Фив был изгнан спартанский гарнизон и проспартанская олигархия (379 г. до н.э.). Полагают, что это было воссоздание прежнего отряда фивян, которые сражались на стороне персов в битве при Платеях и полегли там поголовно – все 300 человек. Воссозданный отряд успешно сражался против спартанцев в битве при Левктрах (371 г. до н.э.), а в 338 году был полностью перебит македонянами в битве при Херонее.
      Плутарх описал гибель отряда так:

      «Существует рассказ, что вплоть до битвы при Херонее он (отряд) оставался непобедимым; когда же после битвы Филипп, осматривая трупы, оказался на том месте, где в полном вооружении, грудью встретив удары македонских копий, лежали все триста мужей, и на его вопрос ему ответили, что это отряд любовников и возлюбленных, он заплакал и промолвил: “Да погибнут злою смертью подозревающие их в том, что они были виновник

      • Рейтинг: 0+
        madmanager «» 13 июня 2011, 21:02 #

        «Существует рассказ, что вплоть до битвы при Херонее он (отряд) оставался непобедимым; когда же после битвы Филипп, осматривая трупы, оказался на том месте, где в полном вооружении, грудью встретив удары македонских копий, лежали все триста мужей, и на его вопрос ему ответили, что это отряд любовников и возлюбленных, он заплакал и промолвил: “Да погибнут злою смертью подозревающие их в том, что они были виновниками или соучастниками чего бы то ни было позорного”».

        При всей литературной напыщенности этого текста, он имеет под собой некую основу, поскольку Филипп II после победы в битве был крайне милостив к пленным афинянам, которых отпустил без выкупа, а также отказался от разрушения Афин, и чрезвычайно недоброжелателен к изменившим ему фивянам, с которых взял выкуп даже за право похоронить павших. Еще в начале XIX века на месте битвы были найдены обломки огромной скульптуры раненного льва, воздвигнутой фивянами, а также останки 254 воинов.
        Никогда не бывавший в Греции поэт Афиней, живший на рубеже 2-3 вв. н.э. (то есть, спустя четыре века падения Спарты) в Египте, а потом в Риме, писал, подражая Платону и его «Пиру». В одном из диалогов есть такие строки:

        «Так спартанцы осуществляют жертвоподношения богу Эросу перед воинами, выстроенными для боя, потому как полагают, что их спасение и победа зависят от дружбы между мужчинами, стоящими в строю… И опять, так называемый Священный отряд в Фивах состоит из любовников и их избранников, проявляя таким образом величие бога Эроса в том, что бойцы отряда избрали погибель со славой перед невзрачной мизерной жизнью».

        Эти строки – также подарок для любителей приписывать грехи своего общества древним. Извращенный ум непременно пропустит слова «как полагают» и отнесет сказанное именно к гомосексуализму. Эротизм и сексуальность теперь предпочитают отождествлять, не понимая существенной разницы между божественным и человеческим.

      • Рейтинг: 0+
        madmanager «» 13 июня 2011, 21:03 #

        В противовес всем этим домыслам в «справке», названной «Древние обычаи спартанцев», ясно и недвусмысленно говорится:

        «У спартанцев допускалось влюбляться в честных душой мальчиков, но вступать с ними в связь считалось позором, ибо такая страсть была бы телесной, а не духовной. Человек, обвиненный в позорной связи с мальчиком, на всю жизнь лишался гражданских прав».

        Очевидно, что рядом с взрослыми воинами в битве не могли стоять мальчики. Они не являлись воинами, ибо не завершили подготовку, которая продолжалась до 20 летнего возраста. Спартанские отряды не позволяли стоять рядом даже землякам – воины из одной местности рассеивались по всему войску.

        В ионийских полисах считалось, что педерастия бесчестит мальчика и лишает его мужественности. То есть, такие отношения не только не одобрялись, но и преследовались как нарушение общественной морали. В Афинах, где распущенность была наивысшей в Греческом мире, педерастия допускалась, но только до достижения мальчиком совершеннолетия. После совершеннолетия гомосексуальные отношения считались бесчестящими пассивную сторону. До нас дошла речь Эсхина против Тимараха. Последний был осужден за гомосексуализм. Вероятно, к нему была применена атимия – публичное бесчестие и презрение, лишающее права выступать в народном собрании, занимать должности, служить в армии, участвовать в олимпийских играх. Гомосексуальное изнасилование каралось во всей Элладе как тяжкое преступление.

      • Рейтинг: 0+
        madmanager «» 13 июня 2011, 21:06 #

        http://www.savelev.ru/article/show/?id=520&t=1

  4. Рейтинг: 3+

    Идет лекция в ВУЗе. Профессор рассказывает о римских легионерах, мол, что они годами пребывали в походах и это сплачивало воинов настолько, что они как правило влюблялись друг в друга. И это поощрялось, ибо легионер потерявший друга и любовника в одном лице, был беспощаден к врагу и мстил за убитого.
    Один очкастый, щуплый студент с галерки хихикает:
    — Значит легионеры были педиками??
    Профессор тяжело вздохнул, снял очки и говорит:
    — Педики говорите? Да не дай вам бог повстречаться хоть с одним таким педиком лицом к лицу... Нет, мой юный друг, это были не педики... Это были НАСТОЯЩИЕ БОЕВЫЕ ПИДОРАСЫ!

  5. Рейтинг: 2+
    hunter_nt «» 13 июня 2011, 14:55 #

    вот так и погибла древнегреческая цивилизация

    • Рейтинг: 0+
      ccapricorn «» 16 июня 2011, 06:34 #

      о! я так ждал, пока читал, подобного "искрометного изречения"! да! мир по-прежнему глуп, невежественен и я спокоен за него.

комментарии


^ Наверх